ЭКОЛОГИЯ және ТҰРАҚТЫ ДАМУ. Экожүйедегі энергия


Slide 1

ЭКОЛОГИЯ және ТҰРАҚТЫ ДАМУ

Экожүйедегі энергия ағымы және химиялық элементтер айналымы

Slide 2

ЭКОЛОГИЯ және ТҰРАҚТЫ ДАМУ

Тіршіліктің тұрақты дамуы экожүйедегі үздіксіз биологиялық айналым нәтижесіне байланысты.

Экожүйедегі тірі ағзалардың химиялық элементтері қоршаған табиғи ортаға түсіп, одан соң тірі ағзалар арқылы қайтадан айналымға ауысатыны белгілі. Осылайша әрбір хим. элемент тірі ағзаларды әлденеше рет пайдаланып отырады. Соның нәтижесінде жер бетінде тіршіліктің дамуы үнемі жүзеге асады.

Notes: На первых уроках по новой для школьников дисциплине экологии интересно узнать, как сами школьники понимают основную цель и задачи этой интегративной науки, что они знают об экологических проблемах, каковы источники этой информации. Небезынтересно, с педагогической точки зрения, было бы посмотреть, как учащиеся смогли бы изобразить понятие «экология» графически, т. е. создать графический образ экологии как науки.

Может быть полезным попросить школьников предложить 3-5 ключевых слов, которые, с их точки зрения, должны быть обязательно в определении экологии как науки. Как правило, такими словами являются: природа, человек, загрязнение, животные, растения и др. Таким образом, обыгрывая смысл предложенных школьниками понятий, учитель постепенно может перейти к их систематизации и подведению самих учащихся к системообразующим понятиям «живые системы» и «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА».

Затем учитель может перейти к изложению непосредственного материала.

Слово «экология» было впервые использовано немецким биологом Эрнстом Геккелем в работе «Всеобщая морфология организмов» (1866 г. ) . «Экология» происходит от двух греческих слов: oicos, что означает дом, жилище, и logos - наука. В буквальном смысле, экология - это «наука о местообитании». Термин «экология» введен в науку 14 сентября 1866 года, когда автором было подписано предисловие к книге «Всеобщая морфология организмов». В отечественной литературе нередко указывается 1869 год, что связано с выходом из печати публичной академической лекции Э. Геккеля «О ходе развития и задачах экологии».

Современное определение экологии можно сформулировать следующим образом:

«экология - это комплексная наука, изучающая законы существования (функционирования) живых систем в их взаимодействии с окружающей средой».

В школьном курсе экологии учащиеся ознакомятся с такими интересными направлениями современной экологии, как классическая экология, глобальная экология, социальная экология, геоэкология, экология человека, прикладная экология (промышленная экология, агроэкология, урбоэкология (экология города), радиоэкология), мониторинг окружающей среды.

Slide 3

ЭКОЛОГИЯ және ТҰРАҚТЫ ДАМУ

Биологиялық айналымның негізгі көзі жер бетінде жасыл өсімдіктердің пайда болуы, яғни фотосинтездің басталғанынан бастау алады. Мәселен, атмосферадағы оттегі (О2) айналымы тірі ағзалар арқылы (тыныс алу т. б. ) 2000 жыл, көмірқышқыл газы (СО2) айналымы 300 жыл, ал су айналымы 2 млн. жылда бір рет өтіп отыратыны дәлелденген.

Жоғарыдағы әлемдік биологиялық айналым үшін энергия қажет. Оның негізгі көзі -Күн сәулесі. Күн энергиясы биоценозда үнемі әрекет етеді.

Notes: На первых уроках по новой для школьников дисциплине экологии интересно узнать, как сами школьники понимают основную цель и задачи этой интегративной науки, что они знают об экологических проблемах, каковы источники этой информации. Небезынтересно, с педагогической точки зрения, было бы посмотреть, как учащиеся смогли бы изобразить понятие «экология» графически, т. е. создать графический образ экологии как науки.

Может быть полезным попросить школьников предложить 3-5 ключевых слов, которые, с их точки зрения, должны быть обязательно в определении экологии как науки. Как правило, такими словами являются: природа, человек, загрязнение, животные, растения и др. Таким образом, обыгрывая смысл предложенных школьниками понятий, учитель постепенно может перейти к их систематизации и подведению самих учащихся к системообразующим понятиям «живые системы» и «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА».

Затем учитель может перейти к изложению непосредственного материала.

Слово «экология» было впервые использовано немецким биологом Эрнстом Геккелем в работе «Всеобщая морфология организмов» (1866 г. ) . «Экология» происходит от двух греческих слов: oicos, что означает дом, жилище, и logos - наука. В буквальном смысле, экология - это «наука о местообитании». Термин «экология» введен в науку 14 сентября 1866 года, когда автором было подписано предисловие к книге «Всеобщая морфология организмов». В отечественной литературе нередко указывается 1869 год, что связано с выходом из печати публичной академической лекции Э. Геккеля «О ходе развития и задачах экологии».

Современное определение экологии можно сформулировать следующим образом:

«экология - это комплексная наука, изучающая законы существования (функционирования) живых систем в их взаимодействии с окружающей средой».

В школьном курсе экологии учащиеся ознакомятся с такими интересными направлениями современной экологии, как классическая экология, глобальная экология, социальная экология, геоэкология, экология человека, прикладная экология (промышленная экология, агроэкология, урбоэкология (экология города), радиоэкология), мониторинг окружающей среды.

Slide 4

ЭКОЛОГИЯ және ТҰРАҚТЫ ДАМУ

Экожүйенің негізгі қасиеттері:

- заттар мен энергия айналымына қатысу қабілеттілігі;

тұрақтылығы;

резистенттілігі;

өзінің тепе-теңдігін сақтауы (гомеостаз)

- ашық жүйелілігі;

- өзін-өзі қалыптастыра алуы;

- биологиялық өнімді өндіруі және ыдыратуға қатысуы;

- өзін-өзі тазартуы.

Notes: На первых уроках по новой для школьников дисциплине экологии интересно узнать, как сами школьники понимают основную цель и задачи этой интегративной науки, что они знают об экологических проблемах, каковы источники этой информации. Небезынтересно, с педагогической точки зрения, было бы посмотреть, как учащиеся смогли бы изобразить понятие «экология» графически, т. е. создать графический образ экологии как науки.

Может быть полезным попросить школьников предложить 3-5 ключевых слов, которые, с их точки зрения, должны быть обязательно в определении экологии как науки. Как правило, такими словами являются: природа, человек, загрязнение, животные, растения и др. Таким образом, обыгрывая смысл предложенных школьниками понятий, учитель постепенно может перейти к их систематизации и подведению самих учащихся к системообразующим понятиям «живые системы» и «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА».

Затем учитель может перейти к изложению непосредственного материала.

Слово «экология» было впервые использовано немецким биологом Эрнстом Геккелем в работе «Всеобщая морфология организмов» (1866 г. ) . «Экология» происходит от двух греческих слов: oicos, что означает дом, жилище, и logos - наука. В буквальном смысле, экология - это «наука о местообитании». Термин «экология» введен в науку 14 сентября 1866 года, когда автором было подписано предисловие к книге «Всеобщая морфология организмов». В отечественной литературе нередко указывается 1869 год, что связано с выходом из печати публичной академической лекции Э. Геккеля «О ходе развития и задачах экологии».

Современное определение экологии можно сформулировать следующим образом:

«экология - это комплексная наука, изучающая законы существования (функционирования) живых систем в их взаимодействии с окружающей средой».

В школьном курсе экологии учащиеся ознакомятся с такими интересными направлениями современной экологии, как классическая экология, глобальная экология, социальная экология, геоэкология, экология человека, прикладная экология (промышленная экология, агроэкология, урбоэкология (экология города), радиоэкология), мониторинг окружающей среды.

Slide 5

ЭКОЛОГИЯ және ТҰРАҚТЫ ДАМУ

Табиғи экожүйенің түрлері

Құрлық экожүйелері Су экожүйелері

(биомдар)

Тұщы су экожүйесі Теңіз экожүйелері

(өзендер, көлдер, (теңіздер, мұхиттар)

су қоймасы, бұлақтар,

батпақтар)

Notes: На первых уроках по новой для школьников дисциплине экологии интересно узнать, как сами школьники понимают основную цель и задачи этой интегративной науки, что они знают об экологических проблемах, каковы источники этой информации. Небезынтересно, с педагогической точки зрения, было бы посмотреть, как учащиеся смогли бы изобразить понятие «экология» графически, т. е. создать графический образ экологии как науки.

Может быть полезным попросить школьников предложить 3-5 ключевых слов, которые, с их точки зрения, должны быть обязательно в определении экологии как науки. Как правило, такими словами являются: природа, человек, загрязнение, животные, растения и др. Таким образом, обыгрывая смысл предложенных школьниками понятий, учитель постепенно может перейти к их систематизации и подведению самих учащихся к системообразующим понятиям «живые системы» и «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА».

Затем учитель может перейти к изложению непосредственного материала.

Слово «экология» было впервые использовано немецким биологом Эрнстом Геккелем в работе «Всеобщая морфология организмов» (1866 г. ) . «Экология» происходит от двух греческих слов: oicos, что означает дом, жилище, и logos - наука. В буквальном смысле, экология - это «наука о местообитании». Термин «экология» введен в науку 14 сентября 1866 года, когда автором было подписано предисловие к книге «Всеобщая морфология организмов». В отечественной литературе нередко указывается 1869 год, что связано с выходом из печати публичной академической лекции Э. Геккеля «О ходе развития и задачах экологии».

Современное определение экологии можно сформулировать следующим образом:

«экология - это комплексная наука, изучающая законы существования (функционирования) живых систем в их взаимодействии с окружающей средой».

В школьном курсе экологии учащиеся ознакомятся с такими интересными направлениями современной экологии, как классическая экология, глобальная экология, социальная экология, геоэкология, экология человека, прикладная экология (промышленная экология, агроэкология, урбоэкология (экология города), радиоэкология), мониторинг окружающей среды.

Slide 6

ЭКОЛОГИЯ және ТҰРАҚТЫ ДАМУ

Биоценозда барлық тіршілік иелері қоректену тізбегіне біріктірілген. Өзара байланысу нәтижесінде белгілі қоректік буындардан күрделі трофикалық (қоректік) тор құрылады.

Құрлықтағы қоректену тізбегі қысқа - (3-4 буыннан тұрады) . Мыс: ағаш- құрт- құс - жыртқыш құс.

Су ортасында қоректену тізбегі біршама ұзын: фитопланктон - зоопланктон - майда балықтар - жыртқыш балықтар - адам.

Notes: На первых уроках по новой для школьников дисциплине экологии интересно узнать, как сами школьники понимают основную цель и задачи этой интегративной науки, что они знают об экологических проблемах, каковы источники этой информации. Небезынтересно, с педагогической точки зрения, было бы посмотреть, как учащиеся смогли бы изобразить понятие «экология» графически, т. е. создать графический образ экологии как науки.

Может быть полезным попросить школьников предложить 3-5 ключевых слов, которые, с их точки зрения, должны быть обязательно в определении экологии как науки. Как правило, такими словами являются: природа, человек, загрязнение, животные, растения и др. Таким образом, обыгрывая смысл предложенных школьниками понятий, учитель постепенно может перейти к их систематизации и подведению самих учащихся к системообразующим понятиям «живые системы» и «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА».

Затем учитель может перейти к изложению непосредственного материала.

Слово «экология» было впервые использовано немецким биологом Эрнстом Геккелем в работе «Всеобщая морфология организмов» (1866 г. ) . «Экология» происходит от двух греческих слов: oicos, что означает дом, жилище, и logos - наука. В буквальном смысле, экология - это «наука о местообитании». Термин «экология» введен в науку 14 сентября 1866 года, когда автором было подписано предисловие к книге «Всеобщая морфология организмов». В отечественной литературе нередко указывается 1869 год, что связано с выходом из печати публичной академической лекции Э. Геккеля «О ходе развития и задачах экологии».

Современное определение экологии можно сформулировать следующим образом:

«экология - это комплексная наука, изучающая законы существования (функционирования) живых систем в их взаимодействии с окружающей средой».

В школьном курсе экологии учащиеся ознакомятся с такими интересными направлениями современной экологии, как классическая экология, глобальная экология, социальная экология, геоэкология, экология человека, прикладная экология (промышленная экология, агроэкология, урбоэкология (экология города), радиоэкология), мониторинг окружающей среды.

Slide 7

ЭКОЛОГИЯ және ТҰРАҚТЫ ДАМУ

Қоректену тізбегінің бірнеше деңгейден тұрады:

I трофикалық деңгей- автотрофты ағзалар-продуценттер

II трофикалық деңгей - шөпқоректі жануарлар (фитофагтар) - 1-ші ретті консументтер

III трофикалық деңгей - жыртқыш жануарлар немесе зоофагтар- 2-ші ретті консументтер.

IV трофикалық деңгей - ірі жыртқыштар 3-ші ретті консументтер.

V трофикалық деңгей - өлі организмдердегі заттарды және қалдықтарды тұтынушылар (редуценттер) - сапрофаг, сапрофиттер, детритофагтар .

Notes: На первых уроках по новой для школьников дисциплине экологии интересно узнать, как сами школьники понимают основную цель и задачи этой интегративной науки, что они знают об экологических проблемах, каковы источники этой информации. Небезынтересно, с педагогической точки зрения, было бы посмотреть, как учащиеся смогли бы изобразить понятие «экология» графически, т. е. создать графический образ экологии как науки.

Может быть полезным попросить школьников предложить 3-5 ключевых слов, которые, с их точки зрения, должны быть обязательно в определении экологии как науки. Как правило, такими словами являются: природа, человек, загрязнение, животные, растения и др. Таким образом, обыгрывая смысл предложенных школьниками понятий, учитель постепенно может перейти к их систематизации и подведению самих учащихся к системообразующим понятиям «живые системы» и «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА».

Затем учитель может перейти к изложению непосредственного материала.

Слово «экология» было впервые использовано немецким биологом Эрнстом Геккелем в работе «Всеобщая морфология организмов» (1866 г. ) . «Экология» происходит от двух греческих слов: oicos, что означает дом, жилище, и logos - наука. В буквальном смысле, экология - это «наука о местообитании». Термин «экология» введен в науку 14 сентября 1866 года, когда автором было подписано предисловие к книге «Всеобщая морфология организмов». В отечественной литературе нередко указывается 1869 год, что связано с выходом из печати публичной академической лекции Э. Геккеля «О ходе развития и задачах экологии».

Современное определение экологии можно сформулировать следующим образом:

«экология - это комплексная наука, изучающая законы существования (функционирования) живых систем в их взаимодействии с окружающей средой».

В школьном курсе экологии учащиеся ознакомятся с такими интересными направлениями современной экологии, как классическая экология, глобальная экология, социальная экология, геоэкология, экология человека, прикладная экология (промышленная экология, агроэкология, урбоэкология (экология города), радиоэкология), мониторинг окружающей среды.

Slide 8

ЭКОЛОГИЯ және ТҰРАҚТЫ ДАМУ

Notes: На первых уроках по новой для школьников дисциплине экологии интересно узнать, как сами школьники понимают основную цель и задачи этой интегративной науки, что они знают об экологических проблемах, каковы источники этой информации. Небезынтересно, с педагогической точки зрения, было бы посмотреть, как учащиеся смогли бы изобразить понятие «экология» графически, т. е. создать графический образ экологии как науки.

Может быть полезным попросить школьников предложить 3-5 ключевых слов, которые, с их точки зрения, должны быть обязательно в определении экологии как науки. Как правило, такими словами являются: природа, человек, загрязнение, животные, растения и др. Таким образом, обыгрывая смысл предложенных школьниками понятий, учитель постепенно может перейти к их систематизации и подведению самих учащихся к системообразующим понятиям «живые системы» и «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА».

Затем учитель может перейти к изложению непосредственного материала.

Слово «экология» было впервые использовано немецким биологом Эрнстом Геккелем в работе «Всеобщая морфология организмов» (1866 г. ) . «Экология» происходит от двух греческих слов: oicos, что означает дом, жилище, и logos - наука. В буквальном смысле, экология - это «наука о местообитании». Термин «экология» введен в науку 14 сентября 1866 года, когда автором было подписано предисловие к книге «Всеобщая морфология организмов». В отечественной литературе нередко указывается 1869 год, что связано с выходом из печати публичной академической лекции Э. Геккеля «О ходе развития и задачах экологии».

Современное определение экологии можно сформулировать следующим образом:

«экология - это комплексная наука, изучающая законы существования (функционирования) живых систем в их взаимодействии с окружающей средой».

В школьном курсе экологии учащиеся ознакомятся с такими интересными направлениями современной экологии, как классическая экология, глобальная экология, социальная экология, геоэкология, экология человека, прикладная экология (промышленная экология, агроэкология, урбоэкология (экология города), радиоэкология), мониторинг окружающей среды.

Slide 9

ЭКОЛОГИЯ және ТҰРАҚТЫ ДАМУ

Notes: На первых уроках по новой для школьников дисциплине экологии интересно узнать, как сами школьники понимают основную цель и задачи этой интегративной науки, что они знают об экологических проблемах, каковы источники этой информации. Небезынтересно, с педагогической точки зрения, было бы посмотреть, как учащиеся смогли бы изобразить понятие «экология» графически, т. е. создать графический образ экологии как науки.

Может быть полезным попросить школьников предложить 3-5 ключевых слов, которые, с их точки зрения, должны быть обязательно в определении экологии как науки. Как правило, такими словами являются: природа, человек, загрязнение, животные, растения и др. Таким образом, обыгрывая смысл предложенных школьниками понятий, учитель постепенно может перейти к их систематизации и подведению самих учащихся к системообразующим понятиям «живые системы» и «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА».

Затем учитель может перейти к изложению непосредственного материала.

Слово «экология» было впервые использовано немецким биологом Эрнстом Геккелем в работе «Всеобщая морфология организмов» (1866 г. ) . «Экология» происходит от двух греческих слов: oicos, что означает дом, жилище, и logos - наука. В буквальном смысле, экология - это «наука о местообитании». Термин «экология» введен в науку 14 сентября 1866 года, когда автором было подписано предисловие к книге «Всеобщая морфология организмов». В отечественной литературе нередко указывается 1869 год, что связано с выходом из печати публичной академической лекции Э. Геккеля «О ходе развития и задачах экологии».

Современное определение экологии можно сформулировать следующим образом:

«экология - это комплексная наука, изучающая законы существования (функционирования) живых систем в их взаимодействии с окружающей средой».

В школьном курсе экологии учащиеся ознакомятся с такими интересными направлениями современной экологии, как классическая экология, глобальная экология, социальная экология, геоэкология, экология человека, прикладная экология (промышленная экология, агроэкология, урбоэкология (экология города), радиоэкология), мониторинг окружающей среды.

Slide 10

ЭКОЛОГИЯ және ТҰРАҚТЫ ДАМУ

Notes: На первых уроках по новой для школьников дисциплине экологии интересно узнать, как сами школьники понимают основную цель и задачи этой интегративной науки, что они знают об экологических проблемах, каковы источники этой информации. Небезынтересно, с педагогической точки зрения, было бы посмотреть, как учащиеся смогли бы изобразить понятие «экология» графически, т. е. создать графический образ экологии как науки.

Может быть полезным попросить школьников предложить 3-5 ключевых слов, которые, с их точки зрения, должны быть обязательно в определении экологии как науки. Как правило, такими словами являются: природа, человек, загрязнение, животные, растения и др. Таким образом, обыгрывая смысл предложенных школьниками понятий, учитель постепенно может перейти к их систематизации и подведению самих учащихся к системообразующим понятиям «живые системы» и «ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА».

Затем учитель может перейти к изложению непосредственного материала.


Ұқсас жұмыстар
Экология пирамидасының түрлері
Экология бөлімі
Тірі зат
Экологиялық пирамида
Бірлестіктер экологиясы
Бірлестіктер экологиясы және экожүйедегі энергия
Сарқылмайтын ресурстарды пайдалану
Химиялық ластанудың адам денсеулығына әсері
Экологиялық пирамидалар
Түр аралық байланыс
Пәндер



Реферат Курстық жұмыс Диплом Материал Диссертация Практика Презентация Сабақ жоспары Мақал-мәтелдер 1‑10 бет 11‑20 бет 21‑30 бет 31‑60 бет 61+ бет Негізгі Бет саны Қосымша Іздеу Ештеңе табылмады :( Соңғы қаралған жұмыстар Қаралған жұмыстар табылмады Тапсырыс Антиплагиат Қаралған жұмыстар kz