Законы хана Тауке - Жеті-Жаргы


Тема: Законы хана Тауке - Жеті-Жаргы. КУРСОВАЯ
План.
Введение.
Глава 1. "Обычное право казахов".
2. 1 Общая характеристика казахского обычного права и его
источники.
Глава 2. Тауке - хан и "Совет биев".
Глава 3. "Семь установленний" Хана Тауке.
4. 1. Общая характеристика сборника "Жеты-Жаргы ".
4. 2. Административно-правовые нормы.
4. 3. Уголовное право
4. 4. Семейно-брачное право.
4. 5. Суд и судебный процесс.
4. 6. Право собственности.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
Вот первый, решающий в нашей судьбе,
Закон о Земле, что досталось тебе.
Пусть алчный сосед, вымогатель иль рать
Попробуют землю твою отобрать!
Второй - о домашних семейных делах -
Исполнить его да поможет Аллах!
О третьем Законе пусть ведают те,
Кто вырос в бесчестии и барымте.
Вражду родовую, рыдания, стон,
Надежно потушит четвертый Закон.
Нас пятый Закон защитит от врагов,
Шестой и седьмой - право слабых и вдов!
Народная память бережно хранит имена славных сыновей, которые честно служили своей Родине. Когда о них заходить речь, у всех на устах Аблай хан, Кенесары, Керей, Есим хан . . . а вот о хане Тауке никаких исследований нет. В исторических трудах о хане Тауке содержится очень мало информации. Хан Тауке вошел в историю казахского и других народов, как выдающийся полководец, опытный дипломат, реформатор системы обычного казахского права, государственный деятель. Хан Тауке был сыном Тангир хана. С юных лет Тауке, уже вращался в сфере политических мероприятий, отец часто посылал его с дипломатическими поручениями, Тауке был смышленым ребенком, и после того, как Тауке был провозглашен казахским народом ханом всех трех жузов и был поднят на белой кошме в священном Туркестане, он занялся вопросами государственного устройства, уделяя больше всего внимания внешней и внутренней политике. Тауке-хан был сторонником ханской власти. Опираясь на власть биев, Тауке-хан пытался ослабить влияние султанов - представителей белой феодальной кости. Хан Тауке совместно с главными биями выработал сборник традиционных законов "Жеты-Жыргы". В этом сборнике был закреплен ряд правил из законов обычного права казахов, он был направлен на укрепление складывавшихся феодальных порядков. В соответствии с «Законами Тауке - хана», было приложено немало усилий и сделана большая работа в таких направлениях государственной политики, как законотворческая деятельность для успешного государственного управления, организация вооруженных сил, сохранение единства казахских ханств, развитие отношений с Россией.
Глава 1. "Обычное право казахов".
На протяжении столетий не территории Казахстана господствовало обычное право - совокупность юридических обычаев, санкционированных и гарантированных государственной властью, соблюдающихся в принудительном порядке в целях сохранения существующих общественных отношений. Обычное право казахов обозначалось термином адат. Обычное казахское право относилось к числу наиболее обширных систем права. Оно своими корнями уходило в глубь веков и медленно эволюционировало, на собственной основе, приспосабливалось к обслуживанию кочевого и полукочевого общества. Обычное право имело большое значение для многих сторон жизни общества и народа, так как довольно высока была его творчески - регулирующая роль в жизнедеятельности общества. Обычно - правовая система Казахстана выражала природу и бытие феодальных отношений. По содержанию, структуре, по институтам и нормам обычного права, по их внутренним и внешним связям можно судить о социально-экономической и политической природе, и организации казахского общества. Обычное право оставалось престижным и в начале XX века, в областях семейно - брачных, хозяйственных и имущественных отношений внутри кочевых и полукочевых обществ. Однако на протяжении нескольких веков существенных изменений в основных правовых институтах не произошло. Для обычного казахского права (адата) характерны следующие особые черты:
1. Консерватизм, выражавшийся в закреплении многих патриархальных, родовых обычаев, правил (например, обязательства о взаимопомощи сородичей) ;
2. Наличие множества пережиточных правил и институтов (обычай кровной мести, самосуд, узаконение института барымты) ;
3. Слабое разграничение понятия уголовного преступления и гражданского правонарушения;
4. Отсутствие понятия институтов политических преступлений (измена стране, дезертирство с поля боя, неподчинение военачальникам) .
5. Отсутствие права частной собственности на землю (пастбища) ; правовое равенство общинников сочеталось с предусмотренной привилегий для аристократии (султанов, биев, ходжей) ;
6. Сравнительная гуманность мер наказания за нарушение права частной собственности и преступлений против органов управления;
7. Партикуляризм обычного права.
Источниками обычного права казахов XV - XV// веков являлись:
1. Правовой обычай.
2. Судебный прецедент.
3. Положения съездов биев.
Глава 2. Хан Тауке и "Совет биев".
Став ханом всех трех жузов, Тауке-хан стремился укрепить свою власть с помощью представителей степной аристократии - биев, составлявших значительную элитарную социальную группу в ханстве. Институту биев в казахском обществе традиционно отводилось большое значение. Бии играли значительную роль в отправлении обычно-правовых, хозяйственных, военных и идеологических функций. "Бии -социальная категория представителей правящего класса, появившаяся в ранний период развития казахского общества. Биями могли стать только люди, знающие традиции и обычаи народа, умеющие вести споры, отличившиеся при разбирательстве тяжб и распрей. Кандидаты появлялись в большинстве своем из среды знати. У биев были права и полномочия толковать нормы права, выносить решения и указывать пути их выполнения. Они, однако, не принадлежали к ветви Чингизидов. Окружив себя биями, Тауке через посредство «совета биев» повел борьбу против сословия Чингизидов, открыто выступавших против ханской власти. Совет биев существовал задолго до Тауке-хана, по народным преданиям с легендарных времен Майкы-бия. Это высокое собрание созывалось не часто, по мере особой необходимости при решении важных вопросов. Тауке предпринял серьезные попытки в упорядочении деятельности бийских советов. Он установил места проведения советов и время созыва съезда биев. Как важнейший орган хана совет биев проводился всегда в той или иной ставке Тауке-хана) в Битобе около г. Туркестана,
Мартобе около г. Сайрама и Культобе вблизи г. Ангрена Сырдарьинской области.
Тауке-хан совет биев превратил в важнейший орган, подчас с совещательными функциями, при этом значительно расширив права биев в судебном производстве. Вскоре совет биев стал постоянным учреждением, в задачи которого входило решение важнейших вопросов внешней и внутренней политики Казахского ханства.
Решения совета биев имели обязательную силу. Ни одно из его решений и постановлений никем не отменялось до следующего высокого собрания.
Тауке повел политику, направленную на привлечение наиболее влиятельных биев к делам ханского двора и государства путем уступки им части ханских полномочий. Хан Тауке начал успешно созывать совет биев, прежде всего с участием наиболее влиятельных трех казахских жузов. В Старшем жузе был непоколебим авторитет Толе-бия, в Среднем - Казыбек-бия, в Младшем - Айтеке-бия. Их мудрость и решимость были направлены на преодоление тяжких испытаний ханства, в частности, на объединение сил казахского народа против ойратского нашествия.
Глава 3. "Жеты-Жаргы" .
Казахские ханы неоднократно предпринимали попытки изменить казахские обычаи и привести их в соответствие с интересами господствующего класса, придать им официальный характер. Источники сообщают о сборниках обычаев хана Хакк-Назара (1538-1580) и хана Есима (1598-1628) . Наиболее значительной кодификацией в период до присоединения Казахстана к России являлась кодификация обычаев, предпринятая при Тауке-хане (1680-1718) . «Хан-Тауке, -сообщают источники, - собрал в урочище Куль-Тюбе (Сырдаръинская область) семь биев, в числе которых был известный в то время бий Туле Алимбеков, и эти бич соединили старые обычаи ханов Касыма и Ишима . . . в новые обычаи, называемые "Жеты-Жаргы"».
"Жеты-Жаргы" буквально переводится, как "семь установлений":
1. Нормы, регламентирующие права собственности на пастбища и водоемы.
2. Нормы, регламентирующие имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников.
3. Нормы семейно-брачного права.
4. Нормы, регулирующие судебный процесс.
5. Нормы права, связанные с военным делом и управлением государством,
6. Нормы уголовного права, предусматривающие выплату штрафа - айып.
7. Нормы уголовного права, предусматривающие выплату штрафа - кун.
Целью создания "Жеты-Жаргы" явилось стремление ханской власти и феодалов устранить из обычного казахского права нормы, могущие служить интересам народных масс, и утвердить авторитетом хана и наиболее выдающихся биев нормы, выражающие откровенно классовые интересы феодалов. В законы вошли главным образом положения, удовлетворявшие потребности военно-политической и социальной жизни казахов того времени. Нормы "Жеты-Жаргы" исходили из принципов социального неравенства. Нормами "Жеты-Жаргы" за биями-родоправителями закреплялась вся полнота судебной власти над трудящимися.
В "Жеты-Жаргы" были установлены размеры взимаемых с населения налогов, ограничена кровная месть, определен высший размер кунов (выкупов) и аипов (штрафов) за преступления против феодалов, а также были уточнены пределы власти султанов и биев и т. д.
Нормы обычного права, в том числе и "Жеты-Жаргы", постоянно пополнялись и совершенствовались в процессе судебной деятельности ханов, султанов и особенно биев-судей. Судебные приговоры-решения (бийдин билиги) наиболее авторитетных и знаменитых биев приобретали значение обязательного для решения аналогичных дел судебного прецедента и включались в состав действующих норм обычного права.
Другой формой правотворческой деятельности судей-биев являлись так называемые зрелее - положения, принимаемые съездами биев о том, какими именно нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Эти руководящие постановления-эреже- сами затем становились источником права. Эреже, как правило, содержали и новые формы материального нрава.
Посредством судебных прецедентов казахские бии вносили в обычное право некоторые нормы шариата, жестоко карающие за отступления от требований ислама.
О нормах "Жеты-Жаргы" и о других нормах обычного казахского права мы знаем почти исключительно из записей этого права, осуществленных русскими учеными-этнографами историками и русскими колониальными чиновниками в конце XVI11 и начале XIX вв.
Обычаи систематизировались в уложения (Жеты-Жаргы), собирались и интерпретировались известными знатоками бийских установлений и решений, становясь достоянием сказителей, хранителей сказаний и обычаев, пропагандировались идеологами, аксакалами. Практика суда биев дополняла и уточняла нормы обычного права и являлась важным формообразующим источником права, но эта практика суда биев до XIX в. нигде не оформлялась в письменной форме, что открывало широкие возможности для любых решений в правоприменительной практике. Бии ссылались на авторитет известных своих предшественников вплоть до легендарного Майкы-бия. В "Жеты-Жаргы" содержались нормы такие, как:
1. Уголовное право.
2. Семейно-брачное право.
3. Право собственности.
4. Административно-правовые нормы.
5. Суд и судебный процесс.
Т. е. в "Жеты-Жаргы" охватывались все стороны жизни казахского общества.
Административно-правовые нормы.
Верховна** власть, по «Жеты-Жаргы», должна быть сосредоточена в руках хана. Судя по отдельным статьям законов, хан был верховным судьей, он судил и наказывал за преступления и проступки, разбирал иски, устанавливал порядок налогообложения. Одним из пунктов «Жеты-Жаргы» уточнялся порядок управления ханством посредством султанов и родоплеменных старейшин: «Чтобы сам хан, равно как и все султаны, старейшины и правители родов собрались осенью в одно место, в середине степи, для рассуждения о делах народных». «Жеты-Жаргы» узаконивали различные сборы в пользу хана и биев. Одно из положений законов гласило: «Чтобы всякий, могущий носить оружие, кроме султанов, платил хану и правителям, народным в подать 20-ю часть своего имущества, ежегодно».
Уголовное право.
Как и в других правовых памятниках средневековья, основное место в «Жеты-Жаргы» отводилось уголовно-правовым нормам. В перечень преступлений включались:
убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбление, несоблюдение правил сыновней почтительности, воровство, прелюбодеяние и другие. В «Жеты-Жаргы» предусматривалась ответственность за преступления против личности, против имущественных отношений, за преступления в области семейно-брачных отношений, религии и т. д.
За совершение преступлений виновные подвергались различным наказаниям. В «Жеты-Жаргы» сохранился закон «за кровь мстить кровью, за увечье таким же увечьем». Но наказания могли быть смягчены по приговорам судей или по согласию истцов, тогда преступник наказывался только установленной за всякое преступление платой. Возможность откупа, однако, предоставлялась не всегда. В четырех случаях узаконивалась смертцая казнь:
1) если жена умертвит мужа и родственники не простят ее;
2) если женщина умертвит от стыда младенца, незаконно прижитого»;
3) если муж становится свидетелем прелюбодеяния своей жены; 4) если установлен факт богохульства.
Смертная казнь была двух видов: повешение и побивание камнями (за богохульство) .
Самым распространенным видом наказания был выкуп - кун. Уплатой куна даже убийца с согласия истцов мог сохранить себе жизнь. Размер куна, варьировавший в зависимости от социальной принадлежности преступника и потерпевшего (знатный - незнатный, господин - раб), свидетельствует о классовом характере «Жеты-Жаргы». Так, за убитого рядового мужчину убийца платил его родственникам 1000 баранов, за женщину - 500, а за убийство султана и ходжи кун взимался как за семь человек; стоимость раба приравнивалась к стоимости беркута или охотничьей собаки. За членовредительство также платили определенным числом скота: большой палец стоил 100 баранов, мизинец - 20 и т. д. При совершении воровства хозяину «трижды девять раз» должна была быть возмещена стоимость украденного. Если совершалась кража скота, то виновный должен был «придать к верблюдам одного пленного, к лошадям - одного верблюда, к овцам - одну лошадь. Сто верблюдов равняются 300 лошадям или 1000 овцам».
Кроме смертной казни и выкупа в «Жеты-Жаргы» предусматривались и другие наказания :/Хконфискация имущества, остракизм и предание публичному позору. Первый вид наказания применялся по отношению к людям, принявшим христианскую религию; второй - к беременным женщинам за убийство мужей, третий - за несоблюдение правил сыновнего пиетета (оскорбление или избиение родителей) .
Совершение одновременно двух преступлений (воровства и убийства) влекло за собой простое суммирование наказаний, и виновный нес ответственность за оба преступления.
Хотя по «Жеты-Жаргы» уголовная ответственность обычно распространялась лишь на непосредственного виновника, однако сохранялся и принцип коллективной ответственности родственной группы (ближайшие родственники, сородичи, свойственники) за своего члена. Если, например, ответчик к суду не являлся или не мог заплатить положенного куна, то пеня взыскивалась с его родственников или с его «аула». В таком случае сородичам и жителям аула предоставлялось право поступать с преступником по своему усмотрению.
Субъектом права мог быть только свободный, раб не признавался юридическим лицом. «Жалоба раба на господина нигде не приемлется», - гласил один из пунктов закона. За владельцем признавалось неограниченное право над жизнью принадлежавшего ему раба. Но личная свобода, которой обладала основная масса членов казахского общества, не всегда представляла собой юридическое равноправие, в ряде случаев ущемлялись права и свободных лиц, в первую очередь, женщин: например, женщины, «равно как работники, слуги и рабы», не могли выступать на суде в качестве свидетелей. Полноправным юридическим лицом мот-__быть только взрослый, «могущий носить оружие» мужчина - хозяин дома, глава семьи. Права, которыми обладал или которых лишался каждый свободный мужчина, устанавливались в прямой зависимости от его социального статуса в обществе.
Семейно-брачное право.
По законам хана Тауке, в брак считалось возможным вступить в 13 лет. «В 13 лет-хозяин своего очага».
Гражданские отношения не получили в «Жеты-Жаргы» достаточной разработки. Это объясняется, вероятно, не только и даже не столько фрагментарностью имеющихся текстов «Жеты-Жаргы» сколько тем, что многие отношения между согражданами регулировались обычным правом и были общеизвестны, а потому «Уложение» хана Тауке касалось их лишь отчасти.
В области семейно-брачных отношений утверждалось право родителей над жизнью своих детей, закреплялось неравноправное положение женщины. «Родители за убийство детей своих ничем не наказываются», - гласил закон. Жена и дети, знавшие о преступлении мужа или отца и не донесшие на него, не подвергались никакому наказанию, «ибо на старшего в семействе не позволено доносить».
В вопросах наследственного права «Жеты-Жаргы» подтверждали, по-видимому, нормы обычного права. После смерти отдельно проживавшего бездетного с сына его имущество поступало к отцу. После смерти родителей дети отдавались под опеку ближайшим родственникам, а в случае их отсутствия - «посторонним надежным людям».
Правовые статусы жены и мужа были не равными. Муж обладал более преимущественными правами, чем жена. Женщина должна была быть только домохозяйкой, должны была воспитывать детей и всячески угождать мужу. А муж имел право на все, «За убийство женщиной своего мужа применяется смертная казнь (если родственники мужа ее простят она может заплатить кун) », а вот «Мужчина убивший свою жену должен был выплатить кун ее родичам». Но в то же время к женщинам следовало относиться с уважением «человек обидевший женщину, должен просить у нее прощения; не получивший прощения должен за бесчестие нести наказание», особенного уважения требовалось к пожилым людям, к родителям.
Суд.
Право творить суд признавалось только за ханом, биями и родоначальниками: «Разбирать ссоры и произносить приговор над виновным должен если не сам хан, то правители или старейшины тех аулов, к которым принадлежат истец и ответчик, приглашая к разбирательству еще и избранных обеими сторонами двух посредников». Судьям и посредникам за решение дела полагалось отдавать десятую часть возмещения. Для обвинения по подозрению в преступлении без очевидных улик требовалось от двух до семи свидетелей (например, четыре для обвинения женщины в супружеской неверности, семь для обвинения в богохульстве и т. д. ) . В случае отсутствия свидетелей требовалась присяга, но присягать должен был не истец, не ответчик, а известный своей честностью человек. За обвиняемым, если он имел «подозрение на судей», сохранялось право просить их замены.
... продолжение- Информатика
- Банковское дело
- Оценка бизнеса
- Бухгалтерское дело
- Валеология
- География
- Геология, Геофизика, Геодезия
- Религия
- Общая история
- Журналистика
- Таможенное дело
- История Казахстана
- Финансы
- Законодательство и Право, Криминалистика
- Маркетинг
- Культурология
- Медицина
- Менеджмент
- Нефть, Газ
- Искуство, музыка
- Педагогика
- Психология
- Страхование
- Налоги
- Политология
- Сертификация, стандартизация
- Социология, Демография
- Статистика
- Туризм
- Физика
- Философия
- Химия
- Делопроизводсто
- Экология, Охрана природы, Природопользование
- Экономика
- Литература
- Биология
- Мясо, молочно, вино-водочные продукты
- Земельный кадастр, Недвижимость
- Математика, Геометрия
- Государственное управление
- Архивное дело
- Полиграфия
- Горное дело
- Языковедение, Филология
- Исторические личности
- Автоматизация, Техника
- Экономическая география
- Международные отношения
- ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), Защита труда