Имантай Сатпаев (1845-1928) становление личности


Имантай сатпаев (1845-1928) становление личности
Обучать детей хорошо, но чтобы они служили своему народу
Абай
Великий сын Казахской Земли Каныш Имантаевич Сатпаев родился 12 апреля 1899 года у подножия красавицы Сары-Арки Баянаульских гор, сложенных сказочно-прекрасными матрацевидными гранитными скалами, по ущельям которых бормочут хрустально чистые горные потоки.
Отец будущего академика Имантай Сатпаев (1845-1928) был образованным, умным, воспитанным и справедливым человеком, свободно владел русским, фарси и арабским языками, был хорошо знаком с Чоканом Валихановым, его отцом Чингисом Валихановым и сыном Абая Кунанбаева Турагулом. Его связывала дружба и совместная деятельность с русским ученым-этнографом Г. Н. Потаниным - сподвижником Чокана Валиханова. Он являлся членом-корреспондентом русского географического общества, хорошо знал историю своей страны, произведения устного народного творчества, литературу восточных турко-язычных народов. Известен вариант записи из уст внука Бухар-Жырау Курманбая песни великого казахского акына Бухар-Жырау на смерть хана Аблая, написанной Имантаем Сатпаевым (1880) по просьбе Г. Н. Потанина. Имантая всегда волновало будущее молодежи. Особое внимание он уделял воспитанию и образованию своих детей, особенно младшего сына Каныша.
Мать Каныша Сатпаева Алима (1862-1904) умерла, когда маленькому Канышу не было и пяти лет. После смерти Алимы материнской заботой окружила Каныша старшая жена отца - добрая Нурум. Будущий ученый начинал постигать науку сначала у муллы, затем окончил двухгодичную сельскую школу. Учеба была продолжена в Павлодарском русско-казахском двухгодичном училище. После окончания училища (1914) он поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию, которую успешно окончил в 1918 году. Здесь он получил основательные знания по общеобразовательным предметам, чему способствовали высококультурные, прогрессивно настроенные педагоги и хорошо укомплектованные библиотеки. Стремление к совершенствованию самообразования дало возможность молодому Канышу ознакомиться не только с произведениями русской художественной классики, но и с зарубежной, в том числе европейской литературой. Уже в этот период Каныш изучал сочинения Чернышевского, Белинского, Добролюбова, познакомился с научными трудами Маркса и Энгельса.
Вместе с Канышем в семинарии учились М. Ауэзов, Ж. Аймаутов, К. Нурмахамедов.
После окончания учительской семинарии в течение двух лет работал учителем естествознания на педагогических курсах в Семипалатинске. Теперь после курсов гораздо больше его привлекали естественные науки. К сожалению, напряженная работа по самообразованию и повседневная ответственная педагогическая работа подорвали его здоровье, и он заболел туберкулезом. Пришлось вернуться домой и устроиться учителем в аульную школу. В 1920-1921 годах по решению Павлодарского уездного ревкома он работал народным судьей в родном Баянауле. Молодой судья принимал активное участие в общественной жизни степи, проводил большую просветительскую и воспитательную работу среди местного населения. Он организовал в аулах читку газет и журналов, привлек к этому важному делу учащихся и активистов. Его деятельность привлекала внимание местных органов власти и неоднократно освещалась на страницах уездной и областной газет. Одновременно Каныш продолжал самообразование и готовился к поступлению в вуз. На главный выбор юноши повлиял профессор из Томского технологического института Михаил Антонович Усов, приехавший в 1921 году на кумысолечение в Баянаул, где он поселился в родном ауле Каныша Имантаевича. Вот какое впечатление на него произвел молодой судья: « . . . интересный молодой человек! Грамотен, свободно говорит на русском. Вдумчив, ни одного слова зря не скажет. И все-таки не укладывалось в голове, что он судья. Почти юноша . . . Даже в Европе, где хорошо поставлено юридическое образование на такую должность вряд ли назначают столь молодых людей . . . ».
М. А. Усов разбудил в Каныше Сатпаеве желание исследовать богатства недр родной земли. Каныш Имантае-вич постоянно сопровождал его в «геологических маршрутах» по окрестностям гор, где профессор рассказывал о строении земли и не раскрытых сокровищницах недр. Известный геолог произвел неизгладимое впечатление на юношу. Опытный педагог, оценивший способности и образовательный уровень молодого человека, советовал ему ускорить осуществление его решения поступить в вуз. Осенью 1921 года по настоятельной просьбе Каныша Имантаевича губернские организации удовлетворили его ходатайство и направили учиться в Томский технологический институт. После блестяще сданных вступительных экзаменов он был зачислен студентом геологоразведочного отделения горного факультета. Именно в эти студенческие годы формировалось мировоззрение Каныша Сатпаева. Многому он научился у выдающихся русских ученых-геологов, профессоров Томского технологического института академиков В. А. Обручева и М. А. Усова. Незабываемое впечатление на студента Каныша произвели библиотеки Томского университета и Томского технологического института, где он впервые увидел полные произведения Пушкина, Гоголя, Толстого, Жуковского, древние русские и зарубежные издания, большое собрание газет и журналов, огромные собрания книг по самым разнообразным отраслям науки и техники. Каныш Имантаевич, живший по настоянию профессора М. А. Усова в его семье, отличался скромностью и большим усердием. Он много занимался в учебных лабораториях и подолгу засиживался в читальных залах, углубленно изучая теоретические курсы, по которым круг изучаемых предметов был значительно шире, чем в других вузах. Каныш Имантаевич старательно конспектировал каждую лекцию, стремился самостоятельно осмыслить ее содержание. Примечательно, что в институте требования к уровню знаний студентов были очень высокими, и в итоге далеко не все смогли получить дипломы. В результате выпускники получили отличную подготовку в области теоретических знаний и практических навыков.
Результаты напряженного труда не замедлили сказаться - Каныш, не привыкший к холодному и сырому климату Томска, заболел туберкулезом. Здоровье его было признано почти безнадежным. По настоянию заботливого профессора М. А. Усова Каныш был отправлен домой, надеясь, что сухой климат Баянаула, тепло, кумыс и хорошее питание помогут ему выжить. Дома все делали, чтобы поставить Каныша на ноги, в результате коварная болезнь медленно отступала. Почувствовав себя немного лучше, Каныш начал готовить предметы за второй семестр первого курса и за весь второй курс. В 1923 году он мог вернуться в Томск и экстренно сдать все экзамены за два курса, догнав своих товарищей по учебе. С третьего курса начались лекции по геологическим дисциплинам. Особый интерес у него вызвали лекции профессора М. А. Усова, отличавшиеся по содержанию, и яркие по форме.
Летом Каныш Имантаевич участвовал в геологических исследованиях территории Сибири и Казахстана. Геологосъемочную практику он прошел вблизи Караганды в урочище Бесшокы под руководством опытного геолога Михаила Петровича Русакова, а третью практику - в горах Семейтау, расположенных к югу от Семипалатинска. Незабываемое впечатление произвела на него практика в Анжеро-Судженских копях, которую он проходил под руководством М. А. Усова, где он впервые спустился в шахту. В 1925 году Каныш при прохождении практики под руководством М. А. Усова работал в угольных копях Экибастуза. В годы учебы в вузе Сатпаев написал на казахском языке первый учебник алгебры (1923) . К сожалению, «Алгебра» К. И. Сат-паева осталась неизданной. Однако, как считают специалисты, он не утратил значения до сих пор и заключает много поучительного для современных авторов.
В Томском университете был организован кружок по изучению культуры восточных народов, где Каныш часто выступал с докладами о песенном и былинном творчестве казахского народа и в числе исполнителей песен народов востока. Он также занимался в музее археологии и этнографии и был членом киргизской (казахской) секции краеведческого кружка. На одном из заседаний секции этого кружка Каныш Имантаевич сообщил о находке останков человека времени палеолита к западу от Семипалатинска при рытье колодца в сухом песке и доставил находку в археологический музей. В музее хранится домбра, подаренная музею председателем казахской секции краеведческого музея студентом Канышем Сатпаевым в 1925 году. Он весьма бережно относился ко всему, что имело отношение к родному краю и к его землякам.
Весной 1926 года Каныш Имантаевич блестяще защитил дипломный проект на тему «Поиски месторождений меди в Минусинском крае» и уехал в Казахстан, где его определили в распоряжение треста «Атбасцветмет», где он возглавил геологический отдел и занимался выявлением запасов полезных ископаемых в Джезказган-Улытауском районе. Основательные знания, талант и огромная работоспособность, умение работать с людьми позволили ему, вопреки отрицательному мнению англичан и Геолкома при СНК, правильно оценить запасы руд как огромные и обосновать свою точку зрения экономическими расчетами. Это было доказательством научного предвидения пытливого ума исследователя и вдумчивого ученого.
В 1932 году К. И. Сатпаев опубликовал первую научную монографию «Джезказганский медно-рудный район и его перспективы» и спустя два года выступил с докладом о перспективах Джезказганского медного месторождения и всего района на сессии Академии наук СССР, который лег в основу решений сессии. Однако еще предстояли нелегкие схватки с консерваторами-чиновниками Геолкома, прекратившими финансирование геологоразведочных работ. И только благодаря личной инициативе, смелости, умению бороться, Каныш Имантаевич в 1934 году добился приема у наркома тяжелой промышленности Серго Орджоникидзе, сумел доказать необходимость создания Большого Джезказгана и восстановления поисково-разведочных работ и спроектировал подготовку к строительству Джезказганского горно-металлургического комбината. Умелое сочетание практической работы с научной деятельностью позволило молодому горному инженеру-геологу увеличить разведочные запасы меди, в результате Джезказган стал крупнейшим месторождением меди в мире. В 1940 году за огромные заслуги в освоении богатств недр Джезказгана он был награжден высшей наградой того времени - орденом Ленина. Имя Сатпаева стало широко известно в Казахстане и за его пределами. Он был избран членом Президиума Казахского филиала АН СССР. Каныш Имантаевич не ограничивался лишь геологоразведочными делами, он как горный инженер хорошо знал горное дело, отлично разбирался в системах подземных разработок различных месторождений, процессах обогащения и металлургии. Комплексный подход к изучаемым месторождениям он широко распространял на весь комплекс геологоразведочного и производства, добивался полноты извлечения и использования как основных, так и рассеянных элементов.
В 1941 году геолог-практик К. И. Сатпаев был назначен директором Геологического института Казахского филиала АН СССР, что дало возможность ему провести фундаментальные исследования по Джезказган-Улытаускому региону с учетом практических интересов комплекса Большого Джезказгана. Через год он становится первым среди казахов доктором геолого-минералогических наук и Председателем Президиума Казахского филиала АН СССР - будущей Академии наук Казахстана. Осенью 1943 года за большие заслуги в развитии науки К. И. Сатпаев был избран членом-корреспондентом АН СССР.
В труднейших условиях Великой Отечественной войны всю свою энергию Каныш Имантаевич направляет на-обеспечение нужд фронта - форсированную разведку и организацию добычи руд марганцевого месторождения Жезды, железных руд Атасуйского района, проектирование и строительство Казахстанской Магнитки - Карагандинского металлургического завода, Балхашского завода и других объектов.
После окончания войны он проводил большую подготовительную работу по созданию Академии наук Казахстана. Большую роль в организации Академии наук и в становлении ее лидера К. И. Сатпаева сыграли выдающиеся ученые страны: академики А. А. Банков, Т. Н. Образцов, К. И. Скрябин, В. А. Обручев, С. М. Вавилов, И. П. Бардин, Н. И. Наковни-ков, Э. В. Брицке, И. М. Губкин, Н. Г. Бруевич, Л. А. Орбели, Д. Н. Прянишников, В. А. Комаров и мн. др. В 1946 году Ка-ныш Имантаевич был избран первым Президентом созданной Академии наук Казахстана и действительным членом Академии наук СССР. Впервые представитель науки восточных республик был удостоен высшего научного звания страны -академик АН СССР.
По инициативе К. И. Сатпаева были открыты новые академические институты: ядерной физики, гидрогеологии и гидрофизики, химии нефти и природных солей, горно-металлургический, химико-металлургический, экономики, биологии, философии и права, литературы и искусства, археологии и этнографии, языкознания и другие центры большой науки.
Вместе с увеличением числа научных учреждений формировались научные кадры. Энциклопедические знания, исключительное обаяние и умение располагать к себе людей позволили К. И. Сатпаеву подготовить в кратчайшие сроки плеяду талантливых молодых ученых, укомплектовать кадрами создаваемые новые институты. К. И. Сатпаев всегда поддерживал молодежь, нацеливая их на наиболее актуальные задачи науки и производства.
... продолжение- Информатика
- Банковское дело
- Оценка бизнеса
- Бухгалтерское дело
- Валеология
- География
- Геология, Геофизика, Геодезия
- Религия
- Общая история
- Журналистика
- Таможенное дело
- История Казахстана
- Финансы
- Законодательство и Право, Криминалистика
- Маркетинг
- Культурология
- Медицина
- Менеджмент
- Нефть, Газ
- Искуство, музыка
- Педагогика
- Психология
- Страхование
- Налоги
- Политология
- Сертификация, стандартизация
- Социология, Демография
- Статистика
- Туризм
- Физика
- Философия
- Химия
- Делопроизводсто
- Экология, Охрана природы, Природопользование
- Экономика
- Литература
- Биология
- Мясо, молочно, вино-водочные продукты
- Земельный кадастр, Недвижимость
- Математика, Геометрия
- Государственное управление
- Архивное дело
- Полиграфия
- Горное дело
- Языковедение, Филология
- Исторические личности
- Автоматизация, Техника
- Экономическая география
- Международные отношения
- ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), Защита труда