Проблемы Евразийской интеграции


Тип работы: Материал
Бесплатно: Антиплагиат
Объем: 6 страниц
В избранное:
ПРОБЛЕМЫ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Главная проблема евразийской интеграции видится в том, что предлагаемые на протяжении 15 лет евразийские политические институты СНГ не выполняли своей цели, в силу того, что преобладали дезинтеграционные тенденции.
Среди политических элит наших стран возобладали двухсторонние договорные процессы, которые не увязывались с общеевразийским контекстом. Более того, многие государства стали видеть себя вне СНГ и создали свои политические союзы, например, ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова), которые как и СНГ работали больше формально. О кризисе евразийской интеграции свидетельствует и то, что внутри СНГ стали появляться идеи двойного стандарта, что привело к попыткам появления Союза славянских государств и как ответная реакция попытка, предпринятая Н. Назарбаевым политически продекларировать в различных формах союз постсоветских центральноазиатских государств.
Здесь следует отметить следующие факторы, влияющие на ход евразийской интеграции:
1. Некоторые государства, такие как Грузия, Украина, Молдова избрали для себя иной не евразийский вектор интеграции. Эти страны объективно тяготеют к ЕС и свои надежды связывают с европейской интеграцией, рассматривая наши страны в качестве своих энергетических доноров и объектов сбыта своей продукции. Кроме того, Грузия и Украина хотят заработать на транзите этих энергетических ресурсов через трубопроводы, которые проходят или возможно пройдут по их территории. Для них главное сохранить с нами хорошие отношения при ориентации на ЕС и, особенно, на США, которые и финансируют основные затратные проекты по прокладке новых трубопроводных магистралей. Кроме того, после «оранжевой» революции Украина, Грузия образовали союз, который направлен на создание демократических институтов на пространстве евразийских государств.
2. Узбекистан в недалёком прошлом стремился опереться на США, что привело к созданию американской военной базы в Ханабаде. Кроме того, США активно финансировали различные проекты Узбекистана. Сырьевые ресурсы Узбекистана (хлопок, золото, газ) позволяют этой стране, содержать крупнейшую в Средней Азии армию. И. Каримова проводя свою независимую политику, не хотел связывать себя обязательствами с евразийскими интеграционными процессами. Однако, события в Андижане резко изменили ситуацию, что привело к бегству И. Каримова в состав ШОС и стремлением опереться на Россию и Китай, чтобы стать лидером среди государств Центральной Азии.
3. Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и, несмотря на периодические трения между лидерами двух стран, Беларусь по-прежнему, традиционно ориентируются на Россию. Результатом этой экономической интеграции стал рост товарооборота между, например, Казахстаном и Россией до 6 миллиардов долларов США. Однако и здесь существуют конфликтные моменты, которые могут быть устранены. Это, в первую очередь, тарифы на грузоперевозки по железной дороге между Казахстаном и Россией, это интересы российских производителей кондитерских изделий, которые облагаются высокими налогами. Можно сделать вывод, что процесс интеграции набирает обороты, но встаёт вопрос, будет ли эта экономическая интеграция выгодной Казахстану. Суть вопроса в том, что в Казахстане слабо работает тяжёлая и лёгкая промышленность, это касается и перерабатывающей промышленности, политическая элита сделала упор на сырьедобывающем секторе, что приводит к притоку иностранной продукции из Китая, России и других стран, а это «вымывает» денежные потоки из Казахстана. В результате «сидение на нефтяной игле» в ближайшем будущем закончится, а с ним и экономическое процветание Казахстана.
4. В культурной области Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Беларусь фактически остаются в зоне влияния России. Мировоззрение этих стран во многом формируется российскими средствами массовой информации со всеми отсюда вытекающими плюсами и минусами. Мы как и 100 лет назад несмотря на Интернет прямые связи, представительства и посольства западных стран продолжаем смотреть на мир пророссийским взглядом. Однако встаёт вопрос, что делает Россия, чтобы у нас сохранялось это культурное влияние? Дело в том, что на протяжении 15 лет Россия не имела чёткой политики по сохранению своего геополитического и культурного влияния в евразийском регионе, кроме разочарованной реакции на уход бывших сателлитов, ныне независимых государств. Результатом этой политики, а так как Россия ранее определяла политический вектор жизни этих государств явилось нежизнеспособность СНГ и любых евразийских начинаний, инициатором которых был именно наш президент Н. Назарбаев. В таком виде этот союз, устраивает Казахстан, так как он станет на один уровень с Россией по отношению к остальным участникам этого процесса.
Можно сделать вывод, что в ближайшем будущем дезинтеграционные процессы постепенно сменятся на возможный союз России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Беларуси.
Теперь мне бы хотелось рассмотреть евразийскую идею через призму казахстанской действительности.
Главная цель, стоящая перед евразийскими государствами - это попытка совершить модернизацию с сохранением центральных ценностей, практик и институтов родной культуры общества. Этот выбор, по понятным причинам, был самым популярным среди не-западных элит. В Японии 19 века таким стал девиз «японский дух и западная техника» (Хан-2003, 105) . К данной модели приближается и казахстанское общество.
С. Хантингтон в книге «Столкновение цивилизаций» отмечает, что «общества, объединенные идеологией, но в силу исторических обстоятельств разделенные культурами, распадаются, как это случилось с Советским Союзом» (Хантингтон-2003, 25) . Существенную роль сыграло то, что данная интеграция проводилась имперскими способами, в духе Римской, Германской или Российской империи, когда создателями и «хозяевами» таких крупномасштабных сообществ выступал один народ или одна нация.
Идеологизация культуры и ее «интернационализация» сделали невозможной историко-культурную преемственность как стержневой основы существования национальных культур. Говоря о последствиях политики советского государства для казахского народа, А. Кодар пишет: «Советский период поистине пересотворил казахов. Из народа кочевого и свободного они превратились в народ подневольно-бюрократический. Огромные «достижения» в науке и технике, промышленности и сельском хозяйстве привели к нигилистическому отношению к своему национальному достоянию, ко все большей эрозии национального языка» (Кодар-1, 66) .
Советская идеология на протяжении 70 с лишним лет пропагандировала создание новой исторической общности - советского народа. Как пишут А. Алексеенко, Н. Масанов, Коммунистическая партия создавала апартеидную государственную систему в сфере межэтнических отношений, основанную на этноцентризме и дискриминации народов по «национальному» признаку (Масанов, Абылхожин, 379) .
Современный Казахстан состоит из 2 культур. Первая, где есть два центра - Алматы и Астана, плюс областные центры, где формируется культура «детей асфальта».
Вторая группа - «дети степи», которые выросли в сельскохозяйственных районов. Между ними происходит процесс отчуждения. Попадая друг к другу, они ощущают свою маргинальность. И те и другие имеют разные тексты культур. Алматы и Астана как информационные центры играют роль «мировых городов» (по Шпенглеру) . Мы фиксируем четкое противопоставление «центр-периферия», где у представителей сельских регионов происходит, с одной стороны, идеализация города, стремление покинуть свое закрытое пространство, совершить бегство из него, с другой же стороны, боязнь окунуться в город в силу разных культурных текстов. Возникает линия разлома культурного несоответствия. На это накладывается и противопоставление «бедный аул и деревня - богатый мировой город».
Люди степи - носители аграрной волны. Люди степи соответствуют первой, аграрной волне, по Тоффлеру. Дети асфальта - второй (индустриальной) и третьей (информационной) волне. Поэтому в основе линии разлома в казахстанском обществе является не конфессиональная принадлежность, а социально-культурные различия, которые являются не репрезентативными в силу единообразной внутренней культурной политики казахстанской власти, которая унифицирует этнокультурное сознание казахстанцев.
В Казахстане политическая власть присваивает людям национальные и прочие идентичности, которые не реализуются в силу проведения властью политики умиротворения.
Наличие двух численно доминирующих этносов, казахского и русского с преобладанием первого, приводит к сохранению статуса-кво, где внутренняя политика власти стремится удовлетворить потребности различных этносоциальных групп, для которых на первое место выходит комфортность существования. С другой стороны, возможно в ближайшем будущем будет происходить обострение межнациональных отношений, если не будет актуализирована и наполнена содержанием евразийская доктрина. Линия разлома лежит, во-первых, в признании государственными институтами казахской нации в качестве коренной и системообразующей, что приводит к осознанию остальными этносами себя как вторичными. Кроме того, для многих представителей титульной нации быть казахами намного престижнее, чем быть казахстанцами.
... продолжение- Информатика
- Банковское дело
- Оценка бизнеса
- Бухгалтерское дело
- Валеология
- География
- Геология, Геофизика, Геодезия
- Религия
- Общая история
- Журналистика
- Таможенное дело
- История Казахстана
- Финансы
- Законодательство и Право, Криминалистика
- Маркетинг
- Культурология
- Медицина
- Менеджмент
- Нефть, Газ
- Искуство, музыка
- Педагогика
- Психология
- Страхование
- Налоги
- Политология
- Сертификация, стандартизация
- Социология, Демография
- Статистика
- Туризм
- Физика
- Философия
- Химия
- Делопроизводсто
- Экология, Охрана природы, Природопользование
- Экономика
- Литература
- Биология
- Мясо, молочно, вино-водочные продукты
- Земельный кадастр, Недвижимость
- Математика, Геометрия
- Государственное управление
- Архивное дело
- Полиграфия
- Горное дело
- Языковедение, Филология
- Исторические личности
- Автоматизация, Техника
- Экономическая география
- Международные отношения
- ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), Защита труда