Профессор М.П. Вяткин и Казахстанская историческая наука


Тип работы: Материал
Бесплатно: Антиплагиат
Объем: 137 страниц
В избранное:
ПРОФЕССОР М. П. ВЯТКИН И КАЗАХСТАНСКАЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА
Жизнь и научно-организационная деятельность М. П. Вяткина.
Глубокие изменения, произошедшие в последнее десятилетие в социально-экономической и политической жизни Казахстана, трансформировали самосознание общества, пробудили небывалый интерес к отечественной истории. Ломка старых теоретических схем и концепций, смена методологической парадигмы в целом, характеризующих состояние современной отечественной исторической науки, многократно усилили интерес, как к истории прошлого, так и к ее историографам. В этих изменившихся условиях одним из приоритетных направлений отечественной истории является исследование научного наследия историков, оставивших заметный след в казахстанской историографии и внесших значительный вклад в историческую науку Казахстана. Обращение к научному и жизненному опыту предшественников необходимо для прогресса исторической науки и сохранения учеными научных и культурных традиций.
Казахстанской исторической наукой в этом направлении достигнуто немало: воссозданы портреты крупнейших историков республики Е. Бекмаханова, Б. Сулейменова, А. Нусупбекова. В связи с 70-летним юбилеем академика М. К. Козыбаева опубликован коллективный сборник, в котором дана высокая оценка его вкладу в историографию Казахстана. Однако, творчество целого ряда ярких ученых, оставивших заметный след в казахстанской исторической науке, еще ждет своего исследователя.
Каждая эпоха из глубин своего прошлого извлекает такую личность, которая вызывает неподдельный интерес своей деятельностью и творческим наследием. К ним следует отнести Михаила Порфирьевича Вяткина, доктора исторических наук, ученого советского периода. Круг его научных интересов достаточно широк, а его творческое наследие многогранно и сохраняет свое значение, как для современных исследователей, так и для грядущих поколений историков. М. П. Вяткин посвятил немало трудов изучению истории Казахстана. С полным основанием можно сказать, что он имел непосредственное отношение к становлению нашей отечественной исторической науки.
Сведения о М. П. Вяткине можно условно разделить на те, в которых его творчество рассматривается в связи с собственными исследованиями и где информация об ученом, как правило, носит беглый, отрывочный характер. Другую часть составляют отдельные статьи, которые непосредственно посвящены личности ученого и его творческой деятельности. Если предложить некоторую системность сведений о нем, то следует разделить их на те, которые были изданы при жизни ученого, и те, которые появились уже после его смерти.
Наиболее ранние сведения справочно-библиографического характера о М. П. Вяткине можно встретить в книге середины 30-х годов, где содержатся данные о научных работниках Ленинграда. Сведения об ученом встречаются в книге о лауреатах Государственных премий за 1941-1952 гг., о лауреатах госпремий в области исторических наук /1/. В 1967 году Н. М. Дружинин публикует свои мемуары, в которых отражена научная деятельность М. П. Вяткина в годы эвакуации в Алма-Ату, где описано создание учебного пособия для учителей республики и описана подготовка первого издания «Истории Казахской ССР» (1943г. ) . Необходимо отметить, что М. П. Вяткин в тот период относился к числу ведущих специалистов по истории Казахстана /2/.
Сведения об ученом можно встретить в работах его ученика - Н. В. Алексеенко. В Известиях АН Казахской ССР (1975 г. ) была опубликована его статья, посвященная М. П. Вяткину с оценкой научного творчества ученого /3/.
После смерти ведущего специалиста отечественной истории вышли статьи - некрологи в Ленинграде, в Киргизской республике, в которых, отдавая дань памяти ученого, были освещены его заслуги в исследовании важнейших проблем Казахстана и Средней Азии /4/. Через год его учениками, аспирантами ученого Ю. Е. Новиковым, С. И. Потоловым - в «Исторических записках» была опубликована небольшая статья, где отмечались жизненные вехи учителя и его вклад в разработку исторической науки России, Казахстана и Средней Азии /5/.
К обобщающей литературе о творчестве М. П. Вяткина можно отнести энциклопедии как союзного, так и казахстанского изданий, в которых приводится краткий обзор его жизни и научно-педагогической деятельности /6/.
Н. Е. Бекмаханова в «Библиографии обществоведов Казахстана» (1986 г. ), представила краткий обзор жизнедеятельности ученого /7/. Библиографический указатель представляет интерес тем, что он, как и каждое ретроспективное издание, выполняет резюмирующую функцию.
Приуроченный к 100-летнему юбилею ученого коллегами, учениками, родными и близкими был подготовлен сборник статей, воспоминаний друзей и соратников, его бывших студентов и аспирантов, в котором он представлен как ученый, педагог и организатор исторической науки /8/.
Многие данные исследований М. П. Вяткина применяются в казахстанской историографии с середины 50-х годов XX века. Его «Материалы по истории Казахской ССР» использовались в трудах С. Е. Толыбекова, С. З. Зиманова, Н. Г. Аполловой, В. Ф. Шахматова по исследованию казахского общества XVIII - XIX веков. Современный ученый Казахстана С. М. Машимбаев в своем исследовании о выступлении казахских масс под руководством Сырыма, рассматривая точку зрения М. П. Вяткина относительно движения в Младшем жузе конца XVIII − нач. XIX вв., находит в ней созвучие собственному мнению. Ж. К. Касымбаев использует и ссылается на труды ученого в своих исследованиях о политической жизни казахов XVIII века. Э. А. Масанов в своих работах рассматривает точку зрения ученого по вопросам экономического развития Казахстана в XVIII−XIX веках /9/. Последние годы в казахстанской историографии отмечены выходом ряда статей, посвященных жизнеописанию М. П. Вяткина и его творческому наследию. Ә. К. Мұқтар в своих исследованиях дает характеристику вклада ученого в разработку вопросов национально-освободительного движения и, в частности, движению Сырыма. Высоко оценив монографию ученого, он при этом указал и на имеющиеся недостатки, допущенные, главным образом, в силу идеологических установок того времени /10/. В книге «Айтулы Акан едi», составленной К. Нурпеисом, Д. А. Нусупбековой и посвященной жизни и деятельности академика А. Нусупбекова, есть страницы, отведенные специалисту отечественной истории, оценке его вклада в исследовании национально-освободительного движения под руководством Сырыма Датова, показана тесная дружба Акая Нусубекова с М. П. Вяткиным, зафиксированная в письмах ученых друг к другу. Как пишет А. Нусупбеков: «Я всегда ценил Ваши труды по истории Казахстана. В момент острых дискуссий по истории национальных движений мы опирались на Ваши труды. По мере своих сил и возможностей я стремился отстоять их и развить дальше основные положения ваших исследований» /11/12/.
В свете вышеизложенного необходимо отметить, что в казахстанской историографии жизнь и научная деятельность М. П. Вяткина, оценка его вклада в развитие отечественной исторической науки Казахстана обозначена отдельными, короткими статьями. Между тем известно, что с именем этого ученого связан важнейший этап в развитии отечественной исторической науки.
М. П. Вяткин родился в 1895 г. в г. Оренбурге в учительской семье: отец, Порфирий Иванович Вяткин, был учителем городского училища, мать преподавала в женской гимназии. Отца незадолго до выхода на пенсию переводят инспектором народных училищ в г. Шадринск, где в 1913 г. Михаил Порфирьевич заканчивает реальное училище. Этот год для будущего историка явился главным и важным в его дальнейшей судьбе. По окончании училища он едет в Санкт-Петербург и после успешной сдачи экзаменов поступает на историко-филологический факультет одного из крупнейших университетов дореволюционной России.
Преподавателями историко-филологического факультета в это время были выдающиеся историки и источниковеды России - А. А. Шахматов, С. Ф. Платонов, А. С. Лаппо-Данилевский, А. Е. Пресняков и другие. А. С. Лаппо-Данилевский был крупным специалистом по истории России, круг его научных интересов распространялся на дипломатию, теорию специальных и исторических дисциплин, исследовал он также и историко-культурные проблемы русского общества. А. С. Лаппо-Данилевский на своих лекциях стремился показать студентам новые рубежи источниковедческого анализа и теоретического обобщения, стремился представить имеющиеся достижения в этой области исторической науки. А. А. Шахматов на занятиях со студентами проводил подробный обзор русских летописных сводов XIV - XVI вв., на высоком профессиональном уровне читал лекции по истории русского языка. Профессор А. Е. Пресняков являлся признанным специалистом истории политических отношений на Руси до XVI в., источниковедческого летописания XVI в., а также истории общественной мысли XIX в. Он, проявляя огромнейший интерес к русской истории XIX века, стремился развить его и в своих студентах. С. Ф. Платонову была близка история социальной борьбы различных слоев русского общества и массовых движений в России. Он давал свою, во многом отличающуюся от других, трактовку причин государственной реформы в России, направленной на разгром экономической и политической мощи «княжат» и боярства в интересах дворянства и посада в XVIII в.
Педагоги, обучавшие М. П. Вяткина в университете, в целом определили и сформировали круг его научных интересов и заложили в нем основные черты истинного исследователя. Будущий ученый с молодых лет усвоил требования полной достоверности фактов, фактической обоснованности выводов, стремление максимального приближения к истине, все это было заложено в нем в студенческие годы и это, можно сказать, его будущее кредо, как ученого, в дальнейшей жизни.
Однако окончить Санкт-Петербургский университет М. П. Вяткину не удалось: помешала Первая мировая война. В 1916 г. он выбывает из университета по мобилизации, но на службу в армию он так и не был призван из-за слабого здоровья. Последующие революционные преобразования 1917 года надолго отодвинут планы М. П. Вяткина о продолжении обучения.
Петербург, к тому времени уже Петроград, оказался в центре больших политических событий. Занятия в университете прекратились, настало время голода и разрухи, связанных с войной и революцией. В стране происходили глобальные политические и социальные перемены, отразившиеся на судьбе каждого человека. Старый мир рушился и уходил в прошлое, а новый, принесенный революцией, еще не утвердился. Война, затем революция лишили людей привычного образа жизни, отняли уверенность в завтрашнем дне.
Остаться в революционном и голодном Петрограде будущий ученый не смог: из-за отсутствия средств к существованию, дороговизны он был вынужден уехать в Оренбург /13/. Для вчерашнего студента начинались тяжелые времена нужды и поиска работы. Найти работу в условиях, когда многие учреждения и предприятия Оренбурга были закрыты, стало практически невозможно. В 1917 г. М. П. Вяткину все же удалось устроиться помощником секретаря Горпродкома, однако это не улучшило его положение. И в начале 1918 г. М. П. Вяткин переезжает в Шадринск, где проживали его родители. В г. Шадринске будущий ученый поступил на службу статистиком в Уездный Совнархоз.
События гражданской войны не обошли семью Вяткиных стороной. Трагически сложилась судьба старшего брата. Во время гражданской войны он был мобилизован в армию генерала Колчака и, начиная с 1918 г., сведения от него перестали поступать. С того времени он числился в списках без вести пропавших.
С осени 1918 г. педагогическая деятельность М. П. Вяткина началась в г. Шадринске, когда он был избран исполняющим обязанности преподавателя Шадринского реального училища, одновременно работая в женской гимназии. С этого времени его преподавательская деятельность, прервется только со смертью ученого.
Мысль о продолжении учебы и получении высшего образования не покидала М. П. Вяткина. При первом же удобном случае он уезжает в Томск, где в местном университете завершает свое образование, тем более, что ему до окончания учебы и получения диплома оставалось, как видно из свидетельства, выданного Западно-сибирским исполкомом краевого архивного управления (Томское отделение), всего два семестра /14/. После успешного окончания Томского университета будущий ученый был оставлен на кафедре русской истории, а весной 1922 года Правление университета откомандировало молодого ученого в город Ленинград, где он продолжил долгую и плодотворную научно-педагогическую деятельность. Первое время М. П. Вяткин преподавал историю в средних школах №176 и №181 города Ленинграда. Параллельно с работой в школах, он вел занятия на рабочем факультете Ленинградского текстильного института, а с 1929 года в вечерней Промакадемии и Школе профдвижения. С 1930 и по 1936 годы он занимал должность доцента в двух вузах - Ленинградском институте киноинженеров и Ленинградском химико-технологическом институте. В перечне его педагогической деятельности в начале и середине 30-х годов - работа в Плановом институте Госплана СССР, где с 1935 г. М. П. Вяткин занимал должность доцента. В 1934 г. он начинает свою научную деятельность в Ленинградском отделении Института истории АН СССР (тогда еще Историко-археографическом институте), продолжавшуюся до последних дней его жизни.
Первый научный труд М. П. Вяткина, посвященный истории мануфактуры и промышленному перевороту, выходит в 1925 году. В 1934 г. при его непосредственном и активном участии выходит в свет пятый том Истории крепостной мануфактуры. Это было многотомное издание, опубликованное под эгидой Историко-археографического института.
Диапазон научных интересов М. П. Вяткина был чрезвычайно широк. Он был в когорте тех немногих советских ученых, которые первыми проявили интерес к истории союзных республик. Свой выбор М. П. Вяткин остановил на истории казахского народа, и его интерес не был случайным.
М. П. Вяткин родился в городе, ставшем впоследствии первой столицей Советского Казахстана. Облик города, место его расположения как бы напоминало о событиях, связанных с его возникновением. Здесь прошли детство и юность будущего ученого-историка, который интересовался историей края и был знаком с традициями, бытом казахского народа, его представителями. Данное предположение может объяснить его глубокий и неподдельный интерес к истории казахского народа, который он пронес через всю жизнь.
Как свидетельствуют источники, с середины 30-х гг. Михаил Порфирьевич Вяткин впервые приступает к изучению истории казахского народа. Несколько позже его назначат научным консультантом исторического сектора КФАН. Примечательно, что тесное научное сотрудничество М. П. Вяткина вначале с КФАН, а затем уже с Институтом истории, археологии и этнографии Академии Наук Казахской ССР продлится на долгие годы, вплоть до середины 50-х гг., и принесет немало положительных результатов для отечественной исторической науки. В 30-х гг. практика привлечения ученых Москвы и Ленинграда для совместных работ с местными учеными была весьма распространена в Казахстане. Объясняется это тем, что в стране наблюдалась нехватка своих научных кадров, а молодая республика только начинала их пополнять. В разное время КФАНом для работы привлекались ученые-историки, археологи А. Н. Бернштам, М. П. Грязнов, Б. М. Волин, А. П. Чулошников, П. П. Иванов и др. Сохранились сведения, что М. П. Вяткин, как научный консультант, координировал работу вышеперечисленных ученых с Казахским филиалом Академии Наук /17/.
Прежде чем заняться исследованием истории Казахстана, М. П. Вяткин считает необходимым расширить ее источниковую базу. Проанализировав состояние дел с источниковым материалом по истории Казахстана, М. П. Вяткин публикует целый ряд новых исторических источников. Его деятельность в этой области внесла заметный вклад в развитие источниковедения дореволюционного Казахстана. В 1936г. были изданы «Путевые заметки лекаря Зибберштейна», «Журнал Оренбургского муфтия» (1939), «Сказки XVIII в. как источник для истории Казахстана (1940г. ) ».
1939-40 гг. в творческой деятельности М. П. Вяткина отмечены подготовкой и изданием «Материалов по истории Казахской ССР». Это была большая и трудоемкая работа, в ходе которой обработке подверглось огромное количество архивных материалов, хранившихся в фондах Москвы, Ленинграда, Оренбурга, Алма-Аты. Институтом истории Академии Наук СССР планировалось издать пять томов «Материалов». Однако, реально вышли в свет два тома, составителем и редактором которых являлся М. П. Вяткин. К этим двум томам, которые вышли: в 1940 г. (т. 4) и в 1948 г. (т. 2), ученый написал вводные статьи.
Как отмечал сам М. П. Вяткин в 1940г. : «… у нас лежат три совершенно готовых тома (II, III, V), а издать в текущем году надежды нет» /15/. Сложность издания уже подготовленных «Материалов» по мнению ученого, заключалась в отсутствии необходимого для этого количества бумаги. В 1948г. второй том все же удается издать, а первый, третий и пятый тома, ответственным редактором которых являлась М. И. Стеблин-Каменская, так и не выйдут в свет /16/. Известно, что М. П. Вяткин в ходе подготовки издания «Материалов», обращался неоднократно с просьбой помочь бумагой в Алма-Ату и Москву, но это не принесло положительных результатов. Одновременно с подготовкой «Материалов по истории Казахской ССР», по заданию правительства Казахской ССР, Институтом Истории Академии Наук СССР в тесном сотрудничестве с сектором истории Казахского Филиала Академии Наук (КФАН) велась работа по написанию четырехтомного пособия по истории Казахстана для вузов.
... продолжение- Информатика
- Банковское дело
- Оценка бизнеса
- Бухгалтерское дело
- Валеология
- География
- Геология, Геофизика, Геодезия
- Религия
- Общая история
- Журналистика
- Таможенное дело
- История Казахстана
- Финансы
- Законодательство и Право, Криминалистика
- Маркетинг
- Культурология
- Медицина
- Менеджмент
- Нефть, Газ
- Искуство, музыка
- Педагогика
- Психология
- Страхование
- Налоги
- Политология
- Сертификация, стандартизация
- Социология, Демография
- Статистика
- Туризм
- Физика
- Философия
- Химия
- Делопроизводсто
- Экология, Охрана природы, Природопользование
- Экономика
- Литература
- Биология
- Мясо, молочно, вино-водочные продукты
- Земельный кадастр, Недвижимость
- Математика, Геометрия
- Государственное управление
- Архивное дело
- Полиграфия
- Горное дело
- Языковедение, Филология
- Исторические личности
- Автоматизация, Техника
- Экономическая география
- Международные отношения
- ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), Защита труда