Государство караханидов


Государство караханидов.
Создание Караханидского каганата - важная веха в истории Кыргызстана, истории связей кыргызов с народами западных регионов Средней Азии, Казахстана и Восточного Туркестана. Значительные сдвиги и изменения, происшедшие в политической, социально-экономической, культурной, этнической жизни Караханидского государства, полагаем, позволяют выделить время Караханидов (940-1212) в особый исторический период в развитии государственности кыргызов.
Основателем считается туркмен из средневекового племени гарлык (карлук) Билъге Кюлъ Кадыр-каган, сын Кара-хана. Главные племена, составившие первоначальное ядро государства - гарлык, ягма и чигиль. Этот союз назывался уч-огуз («три огузских племени») . В X в. они приняли ислам. Их движение в Мавераннахр привело к быстрому падению государства Саманидов. К началу XI в., караханидское государство достигло наи-большего могущества и простиралась от Алтая до Амударьи. Оно подразделялось на уделы, которыми управляли илекханы, обладавшие большой долей самостоятельности. Столицами государства были Кашгар, Баласагун, Узген, затем снова Кашгар. Главной формой землевладения явлалась икта.
Процессы, которые привели к возникновению Караханидского каганата, как, впрочем, и создание этого государства, были в свою очередь сами в какой-то мере результатом политических, экономических и культурных контактов Семиречья и Восточного Туркестана с западными регионами Средней Азии. Контактов к тому времени уже достаточно традиционных и сложившихся. Ради справедливости следует сказать, что в исторической науке еще до недавнего времени существовали различные точки зрения о происхождении династии Караханидов. К настоящему времени большинство ученых с достаточным основанием считают караханидских правителей выходцами из Центрального Хантенгри (Тяньшань), юга Кыргызстана, Чуйской долины. Основным населением вышеуказанных районов в то время были чигили, тухсы, ягма, мундызы, кыпчаки, кун туу, ай туу, которые упоминаются в поэме "Благодатное знание" Жусупа Баласагына.
Следует признать, что одной из народностей Центрального Хантенгри и Чуйской долины в Х веке были чигили, которые играли решающую роль в составе государства Караханидов. Выдающийся востоковед академик В. Бартольд приводит сведения письменных источников о расселении племени чигили на Центральном Хантенгри и в Чуйской долине. Автор сочинения "Худуд аль-аалам" ("Границы мира") упоминает об их поселениях в Иссыккульской котловине, персидский ученый эпохи Средневековья Гардизи считает, что чигили обитали на южном и восточном берегах Иссыккуля. О том, что чигили имеют прямое отношение к кыргызам, ярко свидетельствует следующий факт. Известный русский ученый - географ П. Семенов-Тян-шанский - во время путешествия по северному Кыргызстану (1856) встречался и имел продолжительную беседу с кыргызским манапом Боромбаем. Он говорил, что его род является потомками древнего рода чигилей. Это сообщение ученого-географа проливает свет также на этническую связь кыргызов с племенными объединениями, составлявшими государство Караханидов, но потом оказавшимися в числе племен, образовавших кыргызскую народность. Другой пример: такие племена, как мундуз, кыпчак, ай туу, кун туу, о которых упоминается в поэме "Благодатное знание" Жусупа Баласагына, по сей день проживают на всей территории Кыргызстана и являются основными племенами и родами кыргызов. В-третьих, само название "караханиды" тоже происходит от кыргызского слова - "могущественные правители" (караханы) .
Основателем Караханидского каганата был Абдыкерим Сатылган (Сатук), выходец из племени чигиль, сын Базира Арсланхана. У Сатука было два сына: Байташ-Муса и Сулайман. Верховным правителем с титулом арслан-хан и престолом в Баласагыне стал Муса, который в 940 году обосновал свою столицу в городе Баласагыне. Он завершил дело, начатое его предками: в 960 г. ислам был провозглашен государственной религией Караханидского каганата. Это событие имело далеко идущие последствия для истории народов Средней Азии и Восточного Туркестана: Караханидский каганат становится неотъемлемой частью так называемого мира ислама в общности мусульманских государств, простиравшихся от Испании и Северной Африки до Индии (а теперь и Кашгара) . Он был вовлечен в сложившуюся и стоявшую на высоком уровне развития систему социальных отношений экономики, культуры, идеологии; приобщился к арабо-иранской культуре.
В первые десятилетия существования Караханидского каганата в миграционных связях между Кыргызстаном и западными регионами Средней Азии преобладало восточное направление. Это была мирная культурно-экономическая экспансия на восток: из густонаселенных оазисов Мавераннахра и других западных областей Средней Азии уходили земледельцы, купцы, ремесленники, представители интеллигенции, перед которыми создание мусульманского государства в Семиречье и Восточном Туркестане открывало новые возможности и заманчивые перспективы. В это время правители Караханидского каганата, используя знамя священной войны с неверными, были заняты походами и расширением границ своего государства на север, юг и восток.
Чтобы удержаться в захваченных владениях, Караханидам были необходимы постоянное присутствие и помощь этой военной силы. Поэтому они выделяли пришедшим с ними кочевникам и соплеменникам лучшие земли для пастбищ, выплачивали воинам жалованье или (гораздо чаще) наделяли их икта. Икта - это род феодального пожалования за службу, когда иктадар (обладатель икта) получал не саму землю, а право сбора с нее налогов. Эта форма феодального пожалования наиболее удобна для кочевников. Принимая участие в военных мероприятиях своего хана, илека или тегина, исполняя более или менее постоянную военную службу, кочевник остальное время проводил со своим племенем, приезжая в пожалованное икта для сбора налогов с земледельцев. Впрочем, определенная часть пришедших с востока тюрков-кочевников в силу различных причин в конце концов оседала на плодородных землях захваченных Караханидами оазисов.
Таким образом, на караханидских монетах отражалась многоступенчатая (от 4 даже 5 ступеней) феодальная иерархия. На более низких ступенях иерархической лестницы, не находивших отражения на караханидских монетах, стояли феодалы среднего ранга, начальники отрядов и т. д. И, наконец, на самой низшей ступени находились воины-иктадары.
Следует сказать, что при Караханидах была образована единая центральная власть со всеми ее атрибутами. Границы государства постоянно охранялись воинами. В этом смысле, с точки зрения среднеазиатской, да и всемирной истории, караханидская история имеет особое значение, поскольку это наиболее яркий образец государства, созданного тюркоязычными племенами кочевников. Она представляет богатый материал к пониманию их идей и отношений между степью и городом и т. д. В сравнении с этим такие династии, как Газневиды и Сельджукиды, малотипичны и не представляют особого интереса. Нам представляется, что победа удельной системы и широкое распространение икта являются в определенной мере результатом именно политических, социально-экономических и культурных связей и взаимовлияний народов Кыргызстана и западных регионов Средней Азии. Этот новый период характеризуется подъемом производительных сил, связанных с дальнейшим развитием феодального способа производства, расцветом градостроительства. Возрастают объемы торговли, совершенствуются технологические процессы. Увеличивается спрос на ремесленную продукцию. Нарушается замкнутость натурального хозяйства сельской общины, которая вовлекается в сферу торговых отношений. Усиливаются экономические связи оазисов с кочевой степью. Высокого уровня достигает сельскохозяйственное производство. Так, например, на территории Чуйской долины выращивали пшеницу, виноград, рис и тутовые деревья.
В результате оседания кочевников (в первую очередь в восточных областях каганата, где еще были неиспользованные земельно-водные резервы) в Кыргызстане осваиваются новые земли, возникают новые сельскохозяйственные и ремесленные центры. Так, например, в Чуйской долине археологами зафиксировано свыше 60 поселений караханидского времени, в котловине Иссыккуля - около 70, в долине Таласа - свыше 50. В караханидский период появляются поселения в долине Суусамыр, Кочкорке, Джумгале, на Центральном Тяньшане. В местах, богатых полезными ископаемыми, возникают поселения, специализирующиеся на горнорудной и металлургической промышленности. Караханидах красноречиво говорит число монетных дворов, работавших в то время. Такого количества монетных дворов в Кыргызстане не было ни до, ни после Караханидов. Всего в настоящее время их известно пять: Узгенд, Ош, Кузорду или Баласагын, Шельджи, Барсхан. На территории Кыргызстана было найдено большое количество кладов караханидских монет, насчитывающих от нескольких десятков до нескольких тысяч экземпляров.
Все эти перемены были вызваны к жизни как объективными, так и субъективными факторами. К числу первых надо отнести прежде всего дальнейшее развитие производственных сил и производственных отношений на базе развивающегося, еще не изжившего себя феодального способа производства. К числу вторых - политику правительства Караханидского каганата, направленную на поощрение ремесел, сельского хозяйства, торговли.
Период существования государства Караханидов в истории кыргызского народа характеризуется и борьбой за свою свободу, и территориальной целостностью Кыргызстана с киданами (не китайцами, как пишут некоторые ученые) - тюркоязычными племенами из Северной Монголии и отчасти Китая. Первые отрывки эпоса "Манас", где воспевается борьба кыргызов за независимость, относятся к тому времени, когда Манас воевал с Жолоем.
Определенного уровня достигло развитие культуры кыргызского народа в период существования Караханидского государства. В Восточном Караханидском каганате культурные процессы имели другой характер. Именно здесь шло наиболее интенсивное взаимовлияние и взаимообогащение тюркской и ирано-арабской культур. Именно Восточный каганат в силу своей специфики стал родиной средневековой тюркской культуры и науки, причем оба крупнейших представителя тюркской науки и литературы по своему просхождению связаны с Кыргызстаном: Жусуп Баласагын - уроженец Баласагына, Махмут Хусейн родом из Барсхана на южном берегу Иссыккуля.
Государство Караханидов не было централизованным. Оно делилось на уделы, в которых правили представители царствующего рода - илек-ханы (ханы племен) . Столицами их государства были Кашгар, Баласагун и позднее Узген.
После распада государства под ударами Сельджукидов в 60-80-х годах XI в., а затем кара-китаев в 30-40-х годах XII в. отдельные караханидские княжества продолжали существовать вплоть до полной их ликвидации хорезмшахом Мухаммедом в 1212 г.
Газневидская империя выросла из небольшого владения ираноязычных эмиров Газны. Узурпировавшая здесь власть тюркская династия вынуждена была опираться не только на вооруженную силу своих соотечественников, но и на местную аристократию, переняв от нее элементы государственного устройства. Основанная силой оружия и административно-государственным талантом Махмуда Газневи, империя рухнула при его сыне и преемнике Масуде, не обладавшем качествами отца, к тому же потерпевшем тяжелое поражение от сельджуков, завоевавших в исторически короткий промежуток времени громадные пространства в Иране, Ираке, Средней и Малой Азии. Первоначальная организация империи Великих Сельджуков была предельно упрощена. В государственном устройстве ощущалось сильное влияние кочевых традиций.
Родоначальником династии Караханидов принято считать Са-тук Богра-хана (915-955) . Пользуясь поддержкой Саманидов, он выступил против своего дяди Огулчака и подчинил Кашгар и Тараз. В 942 г. Сатук сверг правителя в Баласагуне и объявил себя верховным каганом. С этого времени началась история собственно государства Караханидов.
В образовании и ранней истории Караханидов главную роль сыграли племена карлукской конфедерации, в которые наряду с карлуками входили чигили и ягма. В Х в. часть ягма вместе с карлуками обитала в Семиречье, к югу от Нарына. Позднее, в XI в., ягма жили гораздо севернее - в долине р. Или. В этой же долине расселялись чигили, прикочевавшие из северных районов Приис-сыккулья.
В 992 г. на востоке Караханиды завоевали Хотан, а на западе Бухару. В 999 г. Караханид Наср и правитель династии Газневидов Махмуд окончательно сокрушили государство Саманидов в Средней Азии. Амударья стала границей между Караханидами и Газневидами. На севере граница между Караханидами и пределами Кыпчакского ханства проходила недалеко от г. Тараза. На северо-востоке владения-Караханидов не выходили за линию озер Балхаш и Алакуль. На востоке они граничили с уйгурами, на юго-востоке владения Караханидов простирались до Черчена. На западе и юго-западе продвижение натолкнулось на сопротивление Сельджуки-дов (в Южной Туркмении) и Хорезмшахов (в низовьях Амударьи) . В течение двух последующих веков владения Караханидов простирались от Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи) на западе вплоть до Семиречья и Кашгара на востоке.
Государство Караханидов было поделено на многочисленные уделы с неустойчивыми границами. Удельные владетели обладали большими правами, вплоть до чеканки монет со своим именем, подчас с изменявшимися титулатурами. Отношения вассалитета иногда бывали многоступенчатыми. Политическая жизнь характеризовалась распрями и междоусобной борьбой.
В конце 30-х гг. XI в. при Ибрагиме ибн Насре государство распалось на две части: западное ханство с центром в Бухаре, включавшее Мавераннахр вплоть до Ходжента, и восточное, в которое входили Тараз, Исфиджаб, Шаш, Фергана, Семиречье и Кашгар. После смерти илекхана Насра в 1012 году ему наследовал его брат Али-Тегин. Караханиды вели постоянные войны с соседним государством газневидов за земли долины Амударьи, а в конце 11 века попали в вассальную зависимость от возвысившегося государства сельджукидов. Столицей восточного ханства был Баласагун. Так произошло юридическое закрепление уже фактического распада государства Караханидов на самостоятельные и полусамостоятельные уделы, ранее находившиеся под номинальной властью старшего, или верховного, хана.
В 1056 г. сын Кадыр-хана Йинал-тегин в борьбе за наследование власти захватил владения брата Сулеймана, но вскоре был отравлен. На престол взошел сын Йинал-тегина Ибрахим, но тоже вскоре погиб в войне с барсханским владетелем. После этого в Восточном каганате в течение пятнадцати лет (1059-1074) правили сыновья Кадыр-хана Юсуф Тогрул-хан и Богра-хан Харун. При них Фергана была присоединена к Восточному каганату, а граница между двумя каганатами проходила по р. Сырдарье. После смерти Тогрула его уделы перешли к Богра-хан Харуну (1075-1102) - владетелю Кашгара, Баласагуна и Хотана. В 1089 г. он подпал под вассальную зависимость к сельджукскому султану Мелик-шаху. В 1102 г. вскоре после смерти Богра-хана, на Мавераннахр напал владетель Баласагуна и Тараза Кадыр-хан Жабраил. Он захватил все земли до Амударьи, пытался захватить у Сельджукидов Термез, однако потерпел поражение, попал в плен и был казнен. При правлении могущественного султана Санджара (1118-1157) Сельджукиды добились максимального влияния в Мавераннахре. В этот период уже наметился политический упадок Караханидов.
... продолжение- Информатика
- Банковское дело
- Оценка бизнеса
- Бухгалтерское дело
- Валеология
- География
- Геология, Геофизика, Геодезия
- Религия
- Общая история
- Журналистика
- Таможенное дело
- История Казахстана
- Финансы
- Законодательство и Право, Криминалистика
- Маркетинг
- Культурология
- Медицина
- Менеджмент
- Нефть, Газ
- Искуство, музыка
- Педагогика
- Психология
- Страхование
- Налоги
- Политология
- Сертификация, стандартизация
- Социология, Демография
- Статистика
- Туризм
- Физика
- Философия
- Химия
- Делопроизводсто
- Экология, Охрана природы, Природопользование
- Экономика
- Литература
- Биология
- Мясо, молочно, вино-водочные продукты
- Земельный кадастр, Недвижимость
- Математика, Геометрия
- Государственное управление
- Архивное дело
- Полиграфия
- Горное дело
- Языковедение, Филология
- Исторические личности
- Автоматизация, Техника
- Экономическая география
- Международные отношения
- ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), Защита труда