Негосударственные накопительные пенсионные фонды в Казахстане: становление, функционирование и перспективы на примере НПФ Народного банка и ГКП Шымкентэнерго

ВВЕДЕНИЕ
В своем ежегодном Послании Народу Казахстана 6 февраля 2008 года Президент Н. Назарбаев отметил: «Казахстан вступил в 2008 год с новыми экономическими достижениями и обновленным политическим устройством. В прошлом году темпы роста экономики составили 8, 5 % , а в целом с 2001 года экономика росла в среднем по 10 % в год . Сформированы значительные резервы страны , которые составляют порядка 40 млрд. долларов США , включая средства Национального фонда . Именно наличие значительных накоплений сыграло ключевую роль в поддержании стабильности финансовой системы страны. Стабильным остается социальный климат. С 2000 года расходы государственного бюджета на образование, здравоохранение и социальное обеспечение увеличились более чем в 5 раз. Социальной защитой государства охвачено свыше 5 млн. человек , это вдвое больше , чем пять лет назад. Поступательная динамика во всех сферах общественной жизни - это свидетельство роста нашей экономики, эффективности социальной политики и стабильности политических процессов» 1 .
Сегодня во всем мире возникают проблемы, касающиеся системы финансового обеспечения престарелых.
Ускоренные демографические изменения, вызванные ростом ожидаемой продолжительности жизни и снижением рождаемости, означают, что происходит быстрое увеличение доли престарелых в общей численности населения, также наблюдается процесс ослабления расширенных семей и других традиционных форм обеспечения престарелых, при этом формальные системы, такие как обеспечиваемые государством пенсии, оказались нежизнеспособными.
Старение населения развитых стран может свести на нет все усилия общества по укреплению экономики. По прогнозам Всемирного банка, к 2007 г. люди 60-летнего возраста и старше составят 1/3 населения развитых стран и свыше 16% всего населения мира. Вскоре с помощью налогов нельзя будет собрать средства, необходимые для пенсионного обеспечения тех, кто сейчас еще работает, а завтра уйдет на пенсию. Сегодня доля пенсионеров по отношению к работающему населению, оплачивающему систему социального обеспечения, возросла настолько, что расходы стали превышать финансовые поступления. Ожидается, что в США отношение числа иждивенцев к числу работающих возрастет с 21% в 1992 г. до 42 - в 2030 г. К 2050 г. этот показатель может превысить 50 %. Для поддержания текущего уровня государственных пенсионных выплат социальный налог необходимо будет повысить с 15 % от заработной платы до 40, что не может стимулировать создание новых рабочих мест.
В других развитых странах также имеет место ухудшение демографической ситуации, сказывающееся на пенсионном обеспечении престарелых. В результате все больше стран переходят от государственных пенсионных систем (когда пенсия назначается при уходе с работы по достижении пенсионного возраста - система солидарности поколений, предложенная Бисмарком в 1889 г. ) к программам негосударственного пенсионного обеспечения на базе предварительных взносов и их накопления.
Расходы на государственные пенсии в странах Европейского союза в среднем составляют 9% ВВП. За 1970 - 1990 гг. эта доля выросла втрое и продолжает интенсивно расти, поскольку процесс старения населения набирает темпы. Все меньше детей появляются на свет. Государственные пенсионные системы слишком дороги и уже не справляются с натиском растущих потребностей. Накопившиеся обязательства по пенсионному обеспечению, не имеющие финансового покрытия, существенно превышают государственные долги в большинстве стран, и особенно в таких, как Франция, Германия, Нидерланды, Испания, Греция. Все эти страны пытаются искать пути реконструкции пенсионной и реформирования социальной системы.
Действующие в настоящее время в промышленно развитых странах системы пенсионного обеспечения сложились в результате весьма длительной эволюции, и корни их уходят еще во времена индустриализации. После второй мировой войны, когда в развитии пенсионных систем произошли наиболее существенные изменения, появились и новые решения концептуального порядка.
Именно в это время родился план Бевериджа, который применительно к социальному обеспечению был реализован в соответствующем законе Великобритании в 1946 г. Главная идея данной концепции в отношении пенсий по старости состояла в гарантированном обеспечении государством единого минимального дохода (так называемого национального минимума, по нашему - минимальной потребительской корзины) по старости на основе уплаты единых страховых взносов.
Если в немецкой, французской и американской пенсионных системах, как взнос, так и пенсия зависят от заработка застрахованного (до определенной верхней границы), то в английской системе была заложена эгалитарная концепция основных пенсионных выплат, которая была воспринята в 1946 г. Швейцарией и в 1947 г. - Голландией и Германией. Постепенный переход к полному или преобладающему финансированию пенсий по старости за счет страховых взносов (налогов) экономически активного населения происходил постепенно: в Швеции - в конце 30-х гг., во Франции - в середине 40-х гг., в Бельгии - в начале 50-х гг. и в США - только в конце 70-х гг.
Однако при таком принципе финансирования величина страховых фондов на прямую зависит (особенно в странах, где доля обязательных отчислений от заработной платы преобладает в общих поступлениях в эти фонды) от состояния рынка труда (уровень занятости и безработицы), заработной платы, а также соотношения между работающим населением и пенсионерами.
Сохраняющаяся в течение многих лет тенденция падения рождаемости в промышленно развитых странах стала причиной того, что рынок труда пополняется все более скудно. Вместе с тем увеличение продолжительности жизни в этих странах ведет, соответственно, к увеличению средних сроков выплаты пенсий. В результате на плечи каждого работающего ложится все большая забота о пенсионерах. При сочетании же демографических процессов с осложнением положения на рынке труда, ведущего к росту безработицы, соотношение между работающими и пенсионерами еще более ухудшается.
Все это в полной мере проявилось в середине 70-х гг., когда замедление темпов экономического развития и роста заработной платы, высокий уровень безработицы (безработные не платят взносов в страховые фонды, как и предприниматели за них) привели к уменьшению поступлений в фонды социального страхования, и их расходы быстро увеличивались.
Нарастание дефицита ресурсов страховых фондов сделает невозможным сохранение прежнего объема и уровня пенсионных выплат. Такая перспектива к 2020 - 2030 гг. возникла даже перед западными высокоразвитыми странами. Поэтому не случайно многие страны с 80-х гг. начали осуществлять или разрабатывать проекты реформ пенсионной системы. Одной из таких тенденций стало укрепление основных (базовых) систем дополнительными. В данном направлении развивались обязательные системы, гарантирующие широкий уровень пенсионного обеспечения в силу принятия за основу принципа гарантирования государством минимальных выплат (национальный, социальный, прожиточный минимумы) . Кстати, уже в упомянутом выше плане Бевериджа была заложена концепция трех составляющих пенсионной системы. Если первая обеспечивала минимальные выплаты на основе полных гарантий государства и зачастую в рамках госбюджетных средств, то вторая была нацелена на получение к основной, минимальной пенсии - дополнительной (на базе страховых отчислений), зависящей от заработка и трудового стажа. Третья составляющая - это полностью добровольная система, обеспечивающая доходы на старость на основе вступления и уплаты взносов в частные страховые учреждения.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ
1. 1. Казахстанская модель пенсионной реформы, тенденции и приоритеты
Проблема пенсионного обеспечения не является локальной для Казахстана и не связана только с трудностями перевода его экономики на рыночные рельсы. Демографические тенденции в значительной части мира таковы, что все меньше работающих выплачивают средства на содержание растущего числа пенсионеров. По мнению международных экспертов, в этой области назревает всемирный кризис солидарной системы выплаты пенсий по старости, который подталкивает правительства многих стран к началу приватизации систем пенсионного обеспечения или, по крайней мере, к рассмотрению такого варианта.
Если ранее недостатки солидарных систем пенсионного обеспечения не проявлялись, то в настоящее время из-за существенных сдвигов в демографической ситуации, а также из-за того, что начало функционирования солидарных систем всегда сопровождается превалированием сборов над выплатами и многие правительства принимали неоправданные обязательства по льготному обеспечению тех или иных категорий граждан, эти недостатки начинают сказываться на эффективности системы в целом.
Не исключение из этого правила и наша республика, общество которой также быстро стареет. В 1990 г. в Казахстане проживало 10% населения пенсионного возраста, а в 1992 г. - уже 12 %. В 2006 г. эта цифра к началу года достигла 17 %. В результате уже сейчас на одного пенсионера приходится менее двух работающих и их содержание становится все более непосильным грузом для трудовой части населения. Достаточно сказать, что если в 1991 г. на пенсионное обеспечение было израсходовано 9, 5 млрд. тенге, то в нынешнем потребуется более 174 млрд.
Естественно, на создавшемся положении отразились и экономические трудности переходного периода. Растущие долги по отчислениям в Пенсионный фонд, несмотря на принимаемые экстраординарные меры по их сокращению, результат не злой воли отдельных руководителей или государственных чиновников. Это отражение реально сложившейся экономической ситуации. Компании, фирмы, особенно мелкие и средние, государственные предприятия уже не в силах тянуть лямку 25 %-ных отчислений в Пенсионный фонд. А ведь денег для выплаты пенсий с каждым годом, в связи с ростом числа пенсионеров, требуется все больше, что влечет увеличивающееся уклонение от этих отчислений или существенно замедлит развитие мелкого или среднего предпринимательства, даже если для изъятия этих денег будут использоваться строгие карательные меры.
Кроме того, не следует забывать о сформировавшемся рынке труда. Другими словами, непомерно вырос неформальный сектор экономики, где самое занятое население, не регистрируясь на рынке труда, получает свои доходы, не платит налогов, соответствующих взносов и отчислений, а со временем будет претендовать на получение пенсий на основании сфальсифицированных сведений в трудовых книжках. Поэтому одной из задач реформы ставится создание стимулов само занятому населению по легализации своих доходов с тем, чтобы эти люди могли иметь достойно обеспеченную старость, а легализованные доходы работали на благо всего общества.
Малоэффективна и сама схема управления действующей системой социального обеспечения пенсионеров. Отсутствие персонификации в сборе и расходовании средств приводит к случаям не целевого их использования, другим серьезным финансовым нарушениям. Борьба же с этими негативными явлениями дает эффект бумеранга. Если от фирмы добились выплаты взносов, то она, естественно, переносит эти издержки на стоимость продукции, ее повышение делает такие товары . Изъятие же в счет долгов техники и оборудования просто-напросто разоряет товаропроизводителя. С другой стороны, не получающие пенсию люди не в состоянии что-нибудь купить, сужается товарный рынок, что диктует, в свою очередь, снижение оказавшегося невостребованным производства товаров и услуг.
Возник парадокс: действующая система социального обеспечения не соответствует потребностям престарелых. Размеры их пенсий зачастую не полностью покрывают нужды пенсионеров. Однако она стала тяжким грузом для экономики страны в целом и каждого работающего в отдельности. В сути ее лежит, хотим мы это признать или нет, нежизнеспособность схемы выплаты пенсий из текущих доходов. А решение проблемы видится в замене действующей системы более рациональной и эффективной накопительной системой пенсионного обеспечения, при которой работающие делают отчисления на собственное обеспечение старости, попадающие в надежно регулируемые накопительные пенсионные фонды, использующие эти средства в виде инвестиций и таким образом приносящие дополнительный доход своим вкладчикам.
Такой подход кажется необычным только для человека, привыкшего к патернализму со стороны государства. В разных странах, где пенсии намного превышают размер как вчерашних (советских), так и нынешних (отечественных), такие модели существуют и успешно действуют. В США и Канаде они носят название "Частное пенсионное обеспечение", в Германии, Италии, Японии - "Производственное страхование", в Великобритании - "Профессиональное пенсионное обеспечение". Все они представляют мощные экономические институты. В США, например, четверть национального дохода, формируется за счет деятельности частных пенсионных фондов. Рабочие и служащие Германии, занятые как в частном, так и в государственном секторе, пользуются правом на дополнительное пенсионное обеспечение по старости. В Швеции также существует обязательная система дополнительных пенсий по старости и индивидуальных накоплений за счет предпринимательских взносов и фонда заработной платы. Причем во многих странах взнос работодателя равен взносу работника, а в Великобритании и Нидерландах работодатели платят почти в 2 раза больше своих работников.
Анализ зарубежного опыта показал, что нет такой модели, которую один к одному можно было бы перенести на казахстанскую почву. Поэтому перед разработчиками реформы пенсионного обеспечения стояла трудная задача - создать совершенно новую модель. Естественно, был учтен положительный мировой опыт, пожелания и предложения отечественных организаций, граждан республики. Министерством труда и социальной защиты населения было аккумулировано свыше 200 таких предложений, значительную часть которых разработчики признали полезной и учли в окончательных редакциях концепции и законопроектов.
Казахстанская модель предполагает многоопорную систему пенсионного обеспечения - параллельное функционирование государственных и негосударственных накопительных пенсионных фондов. Отчисления в них будут производиться в пропорции 15 и 10 % с постепенным снижением отчислений в пенсионный государственный фонд. Таким образом обеспечивается постепенный плавный переход от солидарной к накопительной системе пенсионного обеспечения. Нынешние пенсионеры будут получать пенсию, как и получали, в том же размере из Государственного центра по выплате пенсий. Государство (это зафиксировано в законопроектах) также гарантирует пенсионное обеспечение граждан, имеющих право на пенсию по выслуге лет и зарегистрировавших это право до 1 января 1998 г. в органах, назначающих или осуществляющих пенсионные выплаты. Предполагается и государственная доплата до уровня минимального размера пенсий тем, кто успеет по тем или иным причинам сформировать к выходу на пенсию соответствующих накоплений, и при условии, что совокупная пенсия из Государственного центра по выплатам и из накопительного Пенсионного фонда будет недостаточной. Для людей более поздних возрастов источником средств для образования пенсий станут обязательные отчисления работодателей и работников в государственный накопительный и негосударственные пенсионные фонды, а также добровольные отчисления работников. Причем предлагается, что выплаты за счет добровольных взносов из негосударственных фондов могут производиться уже при достижении 55-летнего возраста при условии отчислений взносов в течение 10 лет.
При получении пенсий из Государственного центра по выплатам пенсий предусматривается постепенное увеличение возрастного ценза для выхода на пенсию по старости: с 61 года для мужчин и 56 лет для женщин на 1 января 1998 г. до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин на 1 июля 2006 г. Этот показатель значительно ниже, чем во многих государствах мира. В большинстве стран Европы, Азии и Америки мужчины выходят на пенсию в 65 лет, а женщины - в 60 лет.
Следующая отличительная черта казахстанской пенсионной модели - строгий многоступенчатый контроль за деятельностью накопительных пенсионных фондов. Она контролируется уполномоченным органом в установленном законодательном порядке. Нарушения правил, предусмотренных этим документом, влечет за собой приостановку работы фонда на срок до шести месяцев. Активы фондов хранятся в банках-кастодианах. В их функции входит контроль за целевым размещением пенсионных активов, и они обязаны блокировать финансовые операции в случае несоответствия их действующему законодательству и незамедлительно сообщать об этом уполномоченному органу по регулированию рынком ценных бумаг. Инвестиционными активами частных фондов управляет специальная компания, которая является профессиональным участником рынка ценных бумаг и работает с фондом по договору. Создается она в виде закрытого акционерного общества и может действовать в довольно жестких рамках. В частности, ей запрещается выпускать иные ценные бумаги, кроме акций, совершать любые сделки с лицами, которые могут повлиять на деятельность компании или, наоборот, - на которых влияет работа компании. Орган по регулированию рынка ценных бумаг также устанавливает для компании обязательные к соблюдению пруденциальные нормативы. Весьма строгие нормы предъявляются к лицам, претендующим на занятие руководящих должностей в фондах и компаниях. Так, им не может стать человек, уже руководивший обанкротившейся фирмой, имеющий не снятую или не погашенную судимость.
Наконец, контролером становится сам вкладчик. За ним остается право выбора фонда регулярно получать информацию о состоянии своего индивидуального счета, завещать свои пенсионные накопления, изымать их при выезде на постоянное жительство за пределы республик, обжаловать действия фонда в судебном порядке.
Немаловажно и предусмотренное законопроектом функциональное и финансовое разделение пенсий по старости и пособий по инвалидности, потере кормильца и социальной пенсии. Если первые в будущем станут делом самого работника и его работодателя, будут ими финансироваться, то вторые остаются в юрисдикции государства. Внезапная потеря источника доходов в результате гибели или потери им трудоспособности в результате несчастного случая будет компенсироваться из государственного бюджета в виде выплаты соответствующего пособия.
... продолжение- Информатика
- Банковское дело
- Оценка бизнеса
- Бухгалтерское дело
- Валеология
- География
- Геология, Геофизика, Геодезия
- Религия
- Общая история
- Журналистика
- Таможенное дело
- История Казахстана
- Финансы
- Законодательство и Право, Криминалистика
- Маркетинг
- Культурология
- Медицина
- Менеджмент
- Нефть, Газ
- Искуство, музыка
- Педагогика
- Психология
- Страхование
- Налоги
- Политология
- Сертификация, стандартизация
- Социология, Демография
- Статистика
- Туризм
- Физика
- Философия
- Химия
- Делопроизводсто
- Экология, Охрана природы, Природопользование
- Экономика
- Литература
- Биология
- Мясо, молочно, вино-водочные продукты
- Земельный кадастр, Недвижимость
- Математика, Геометрия
- Государственное управление
- Архивное дело
- Полиграфия
- Горное дело
- Языковедение, Филология
- Исторические личности
- Автоматизация, Техника
- Экономическая география
- Международные отношения
- ОБЖ (Основы безопасности жизнедеятельности), Защита труда
