Хан Младшего Жуза Абулхаир


Тип работы:  Реферат
Бесплатно:  Антиплагиат
Объем: 12 страниц
В избранное:   

В истории человечества нередко переплетаются крупные события и судьбы великих личностей. Они, эти события и личности, которые удивляли не одно поколение людей, долгие годы были преданы забвению, о них не говорили и не писали, и вот над этой тайной за семью замками открывается завеса истины. Одна из уникальных личностей в истории Казахстана, о котором долгое время предпочитали не говорить, - это Абулхаир-хан.

Если вспомнить, что XVIII век, в котором жил пятнадцатый потомок Чингисхана, хан Младшего Жуза Абулхаир, был для казахского народа периодом серьёзных испытаний, то нетрудно представить, через какие тернии прошёл он, пока добрался до ханского трона.

Ему было всего семнадцать, когда на общенародном сходе казахов в Каракумах в 1710 году его избрали главным военачальником и ханом Младшего Жуза.

Это было время страданий казахского народа из-за жестоких нашествий джунгар. Сегодня никто не станет отрицать того мужества и героизма, с каким Абулхаир защищал Сайрам, Туркестан, Ташкент, которые были во владении его предков. Это - историческая истина. Нынче даже сами историки не отрицают того факта, что главной причиной избрания Абулхаира ханом явилась его смелость и бесстрашие в битвах с джунгарами.

Вот свидетельство подполковника генштаба российского военного ведомства Л. Мейера: "В начале XVIII века многократные нашествия джунгар и внутренние распри вели к ослаблению казахского ханства. В этой ситуации на курултае казахов Каракума в 1710 году потомка Аз-Жанибека и Осекена Абулхаира, перебравшегося со священного и слывшего опорой всех казахов Туркестана в устье Сыр-Дарьи, посадили, как тогда водилось, на белую кошму, подняли выше головы и объявили ханом". Эти записи - живое описание событий тех трудных времён, когда поднялся на трон хан Абулхаир.

До нас дошли многочисленные факты, свидетельствующие о бесчисленных боевых походах хана против неприятелей. Он больше времени проводил на коне, в боевых сражениях, нежели на ханском троне. В 1736 году английский художник Джон Кэстель, создавший портрет Абулхаира, после встречи с ним оставил такую запись в своём дневнике: "Во всей нации нет ему равного".

Один из знаменательных этапов в жизненной хронологии хана - победа в Булантинском и Анракайском сражениях. Если учесть, что победу в Анракайской битве обычно сравнивают с победой России в Бородинском сражении, то нетрудно понять, как возрос авторитет Абулхаира-полководца после упомянутой победы. Этот период в истории казахов обозначен как период великих скитаний и кочевий и говорит об исключительной сложности и противоречивости этапа правления Абулхаира. Это был период, когда наряду с внешним врагом разрушение и смуту вносили внутренние разногласия, межродовые распри. Абулхаир не поддержал идею провозглашения ханом молодого Абильмамбета вместо погибшего Болат-хана, отказался быть верховным главнокомандующим и со всем своим войском перебрался в Младший Жуз. Но надо ли это воспринимать, как спесь признанного вояки? Закалённый во многих тяжёлых сражениях, не знавший горечи поражений, смелый и самоуверенный Абулхаир, возможно, и считал себя преемником Болат-хана. Ведь для объединения народа, чтобы противостоять натиску врагов, ему действительно нужна была ханская власть; и то, что он в тот момент открыто высказал свои притязания, а затем и повернул в сторону, не следует воспринимать, как чванливость, и осуждать за это. Ханская власть в степи в те дни была на распутье. После Тауке - среди казахских ханов-султанов самым авторитетным ханом и полководцем был, конечно он, Абулхаир. Он же был организатором побед в двух выдающихся сражениях. Поэтому был достоин ханского титула и, главное - готов к нему. Но надежды его рухнули. И, как писал Мухамеджан Тынышбаев, тщеславный и честолюбивый Абулхаир не мог этого стерпеть. Это факт истории и его не оспорить.

Вклад Абулхаира в становление и развитие казахской государственности сегодня нельзя умалить. Поэтому на факт присоединения казахов Младшего Жуза во главе с Абулхаиром к России в 1731 году, на спор о том, что выиграл казахский народ от такого единения или, наоборот, проиграл, следует подходить с позиции сегодняшнего дня. Если учесть, что 70-80 процентов народов мира в своём развитии прошли через подданство, то Абулхаир, будучи зависимым от русского самодержавия, сумел сохранить свой народ от полного физического истребления каким-либо сильным врагом. Таково суждение наших современных историков и его следует принять.

Потомки славного Абулхаира также оставили заметный след в истории казахов. У него были сыновья Нуралы, Ералы, Кожахмет, Айшуак, Абил, Каратай и дочь Зульхия. История свидетельствует, что все шестеро сыновей хана были признанными предводителями и храбрыми воинами.

На ханском престоле побывали: Нуралы - в 1748-1786 годах, Ералы - 1791-1794 годах, Айшуак - 1797-1805, Каратай - 1806-1816 годах, а Кожахмет и Абил всю жизнь провели в султанских почестях. Эта родовитость была продолжена сыном Нуралы Букеем, ханом Букеевской орды в 1801-1815 годах, а после его смерти дело продолжил сын Джангир, бывший ханом в 1823-1845 годах. Джангир хорошо владел русским, французским, немецким языками, он - крупная историческая личность, первый удостоенный высокого звания генерала. Он серьёзное внимание уделял делу образования и просвещения казахов. Поэтому широкая общественность с одобрением восприняла и в 1991 г. торжественно отметила 150-летие Ординской школы, открытой в своё время Джангиром. До сих пор мы, введённые в заблуждение советской пропагандой, считали, что лишь Ибрай Алтынсарин был единственным просветителем и ратовал за народное образование. Фактически же к 6 декабря 1841 года, когда родился Ибрай Алтынсарин, школа в Орде, открытая Джангиром, уже работала. Известно, что соплеменные братья Джангира, правнуки Абулхаира, правовед, полковник Альмухамед Сейдалин и действительный член Российского Географического Общества (РГО), учёный Тулеу Сейдалин в своё время оказали моральную и материальную поддержку Ибраю Алтынсарину в открытии школ в казахской степи.

Джангир был человеком одарённым, начитанным, особенно много читал древнюю восточную литературу. Лучшие из прочитанных им книг он передавал в библиотеку Казанского университета. Он выступал в этом университете, рассказывал об истории и традициях казахов, за что удостоен звания почётного члена Казанского университета. Этот уникальный документ по настоянию Президента Татарстана Минтемира Шаймиева был найден в архивах университета и в дни 150-летнего юбилея великого Абая вручён им Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Это был воистину бесценный документ, возвысивший дух и авторитет казахской нации. Джангир-хан был первым организатором архивного дела в Казахстане, музеев вооружения и военных доспехов. К сожалению, позже мы растеряли всё это достояние.

Сын Джангира Губайдулла первый из казахов удостоен воинского звания генерал-лейтенанта. В 1874 году по приказу царя Александра-II Губайдулле Джангирову было поручено руководство телеграфным департаментом. В 1876 г. ему, наряду с телеграфом, поручено руководство делами среди казахов при Министерстве внутренних дел. Он в 1877-78 годах участвовал в русско-турецкой войне, удостоен звания генерал-майора, а после войны заведовал отделом по управлению казахами Министерства внутренних дел. Губайдулла Джангиров в этот период участвовал в решении ряда задач государственной важности. В 1888 году ему присвоено воинское звание генерал-лейтенанта, а в 1894 г. - генерала кавалерии; он удостоен многих орденов России и зарубежных стран, что свидетельствует о том, какой крупной исторической личностью он был. Будучи высокопоставленным чиновником царской канцелярии, он не забывал национальные интересы: освободил из заключения безвинно осужденного поэта Акмолду, содействовал принятию казахских детей в вузы Петербурга, устроил приём у царя казахской делегации во главе с Бахытжаном Каратаевым, первым казахом, окончившим с отличием юридический факультет Санкт-Петербургского университета в 1890 году.

И сын Абулхаира Айшуак, и его сын Жанторе побывали на ханском троне. Но Жанторе не столько ханствовал, сколько предавался рыцарству, вольной жизни, увлекался искусством. Он слыл искусным кюйши, мастером наигрышей, до нас дошли его подлинные музыкальные сочинения - кюи "Шал_ыма" ("Раздолье"), "Кчбiк шаш_ан" ("Брызги волн") и другие. Карьерист и честолюбец, он нашёл свою смерть от рук своего двоюродного брата Каратая. Внук этого Каратая, сын Баймухамбета, Мухамеджан также служил царю и Отечеству, имел чин генерала-майора.

Отметив тягу внука Абулхаира Жанторе к музыкальному искусству, будет неуместным промолчать о правнуке Абулхаира знаменитом Даулеткерее, властелине рода ногай в Букеевской орде, правителя её калмыцкой части. Его знаменитые мелодии "Косалка", "Акжелен", "Кудаша" и другие, дошедшие до сегодняшнего дня, будут жить в казахской среде до тех пор, пока живёт казах. Следует упомянуть и знаменитого певца - композитора Мухита Каратаева, который доводится правнуком Абулхаира; достоин чести Шангерей - акын, внук Джангира. Таким образом, представители ханского рода Абулхаира и Джангира добивались не только личной славы и благополучия; этот род дал казахскому искусству плеяду признанных мастеров.

Сейчас ведутся глубокие исследования о роли и месте потомков Абулхаир-хана в истории казахов. Поэтому дальнейшее наше повествование будет посвящено Абаю Халитовичу Сейдалину, представителю седьмого поколения в родословной Абулхаир-хана, и потомкам самого Сейдалы. Он, как сказано выше, является сыном Нуралы, правившим свыше сорока лет на ханском троне после смерти Абулхаира.

Сам Сейдалы, как и его родные сыновья Кунторе и Айтмагамбет, носили высокий сан султана. В период, когда Сейдалы был султаном, он собрал небольшой отряд из казахов, поехал в ставку Емельяна Пугачёва на станице Берды и организовал отряд, действовавший на Нижней Волге. Тем самым, он показал себя патриотом, душой болеющим за интересы родного народа.

Сын Сейдалы Альмагамбет (Альмуханбет) после окончания Оренбургского кадетского корпуса стал султаном-правителем западной части Младшего Жуза, получил чин генерала кавалерии русской армии. Братья Альмагамбет и Тулеуберген Сейдалины, принятые в Неплюевский кадетский корпус в Оренбурге, не без содействия авторитетного в степи Ахмета Джантурина, оставили заметный след в истории казахов. Вот как писал Тлеккабыл Борангалиев в статье "Казахские Джанжурыны", опубликованной в газете "Егемен Казахстан" в номере за 22 марта нынешнего года: "Альмагамбет (Альмухамбет) Сейдалин был верным другом Шокана, своей внешностью и обаянием, интеллектом казахский офицер удивлял петербуржцев. Полковник, правитель западной части Младшего Жуза, много лет был непримиримым судьёй в Костанае и Иргизе". Как гласит родословная, этот самый Альмухамбет Сейдалин доводится родственником первому казахскому педагогу-просветителю Ибраю Алтынсарину, а Тулеуберген Сейдалин был действительным членом РГО, одним из первых казахских учёных, опубликовавшим научные изыскания по национальному фольклору и основам правоведения.

Закономерно, что разговор о хане Абулхаире, его потомках и истории казахов XIX века так или иначе касается и одного из степных гигантов - рода Джантуриных. Известно, что земли Младшего Жуза были раздроблены в три аймака, когда было упразднено ханство в степи. В один из трёх аймаков вошла восточная часть Оренбургского края во главе с Сейтханом, сыном полковника Ахмета Джантурина. Сейтхан выделялся в Неплюевском кадетском корпусе глубокими знаниями, эрудицией и закончил корпус в чине сотника. С апреля 1860 года он был четвёртым заседателем в Оренбургском областном управлении, имел чин подполковника и занимался вопросами наций и народностей. Духовная связь между Сейтханом Джантуриным и Тулеумагамбетом Сейдалиным вела их к большой исследовательской работе. Пример тому - опубликованная в 1875 году на русском языке работа "Образцы киргизской поэзии, собранные и переведённые членом-сотрудником Т. А. Сейдалиным и действительным членом Русского географического общества С. А. Джантуриным", свидетельствующая о прекрасном владении Тулеумагамбетом Сейдалиным русским языком, о желании сделать духовное наследие своего народа достоянием других; это подлинный дар высокочтимого сына народа нынешнему поколению.

Жанша (Жиган - Шах), сын Альмухамбета, историческая личность, просветитель-демократ, один из первых юристов из числа казахов. Он родился в 1877 году в Костанае, а в 1904 году окончил юридический факультет в Санкт-Петербурге и был на юридической службе на Кавказе, в городе Озургед на берегу Чёрного моря. Даже будучи далеко от исторической родины, он не забывал отчий край, родную землю и свой народ. И тому была причина. Вот как он сам пишет об этом: "Дед мне говорил не раз: "Где кто родился, там и пригодился. С родной земли - умри, не сходи. За морем теплее, а у нас - светлее". Не забывай родной народ, наберись знаний, ума - разума и - возвращайся". Я не забыл его слова и вернулся".

Как видно, Жанша всю жизнь помнил слова своего деда Сейдалы и с честью выполнил этот завет.

В 1910 году Жанша Сейдалин работал в Троицке Оренбургской губернии, о чём в журнале "Айкап" было напечатано: "Присяжный поверенный (адвокат) Жиганша Сейдалин имеет право в министерствах Сената, судебных палатах, окружных судах, иных учреждениях, подведомственных царской России, вести делопроизводство: уголовные, гражданские, административные; давать бесплатные консультации бедным и неимущим. Вот адрес для письма, можно вести переписку: Троицк, Оренбург, губ. номер 20, присяжному поверенному Сейдалину. Желающих встретиться и переговорить лично он принимает дома".

Наступило время по достоинству оценить безмерный труд Жаншы Сейдалина по защите прав граждан и своего народа в целом. Будучи главным идеологом журнала "Айкап", выходившего под руководством Мухамеджана Сералина, он придерживался демократических принципов в формировании национального самосознания народа, при защите его интересов; Жанша Сейдалин в соавторстве с Бахытжаном Каратаевым написал и опубликовал несколько статей, которые привлекли внимание просвещённых казахов, заставили их задуматься над судьбой своего народа. Мысли и суждения Жаншы Сейдалина, пробуждавшие национальное самосознание, вызвали беспокойство и тревогу царского правительства. Он был взят под негласный контроль жандармерии. Но несмотря на это, Жанша Сейдалин совместно с Бахытжаном Каратаевым направили письмо царскому правительству, где выразили недовольство указом царя от 1916 года по привлечению на тыловые работы мужчин в возрасте 19-43 лет и оценили это намерение как особо опасное и вредное для казахского населения. "Этот закон киргизский народ воспринял без вдохновения, ибо киргизы не были готовы к восприятию такого закона. Если говорить правду, всколыхнулась вся степь", - пишут авторы письма, выражая своё недовольство.

Это был крик души Жаншы Сейдалина, попытка защитить свой народ. Позже им предприняты ещё несколько подобных шагов, не раз выражал он своё недовольство политикой царского правительства, в частности, недовольство политикой колонизации и насильственного захвата плодородных земель у казахов. "В настоящее время в связи с осложнением аграрного вопроса и проблем рабочих попытка переселения в казахскую степь приводит к крушению местного населения, а сил, способных защитить беззащитных казахов, нет. Вот почему меня волнует судьба моих соплеменников, которые ведут мирный образ жизни, не причиняя вреда никому", - пишет Жанша Сейдалин и тем самым доказывает, что он стал крупным общественным и политическим деятелем, способным выразить протест политике царизма. Демократ-просветитель Жанша Сейдалин стал к тому же глубоким публицистом, отстаивающим национальную независимость. Именно это мы имели в виду, когда отметили выше, что Жанша полностью выполнил завет деда: "Не забывай свой народ!"

Все последующие поколения Сейдалиных также не из слабых. Многие из них верой и правдой служили родному Отечеству, народу, пытливым умом и высоким талантом прокладывали путь к светлому будущему.

Жансултан Шуакович Сейдалин в 1870-78 годах учился в мужской гимназии Оренбурга, в 1882 г. окончил юридический факультет Казанского университета, Аубакир Мукашевич Сейдалин закончил в 1904 году Казанский ветеринарный институт, Аббас Жансултанович Сейдалин - юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Рустем, сын Аббаса Жансултановича, 1927 года рождения, сегодня проживает в Алматы. Он - заслуженный архитектор Республики Казахстан. В своё время окончил Московский архитектурный институт, в 1966-73 годах руководил Союзом архитекторов Казахстана, в 1973 г. назначен заместителем председателя Госкомстроя Казахской ССР. Созданные им центральный парк культуры и отдыха в г. Караганде, где разместились дворец спорта, дом дружбы в Алматы и мемориал Славы и другие крупные объекты сегодня безупречно служат интересам страны.

У внука Абулхаир-хана Сейдалы был сын Торежан, у него - сын Шуак, а у того - сын Нуккерей.

Тот самый Нуккерей, который доводится родным дедом герой нашего повествования Абаю Сейдалину, сыну Халита. По имеющимся в нашем распоряжении данным, Нуккерей Сейдалин также пошёл в предков, был учёным. Работал в судебной системе в Челябинске. Он умер в г. Копейске близ Челябинска, где работал членом городского суда. Похоронен на мусульманском кладбище близ города Копейска.
- Хорошо помню, как выезжал отец в сторону Челябинска, где посещал могилу отца Нуккерея. К сожалению, в 60-е годы на территории старого кладбища развернулась стройка, кладбища не стало. Отец с горечью говорил об этом, - вспоминает Абай Сейдалин, разбирая материалы, связанные с именем своего деда.

Последующее поколение Сейдалиных испытывало на себе притеснения со стороны советских политических и правоохранительных органов. Поэтому в дни, когда слава и доброе имя предков обернулось для них опасностью, они вынуждены были спасаться кто как мог. Тогда Халит, четвёртое поколение Сейдалиных, вынужден был оставить родную и насиженную Мендигару Кустанайской области и перебрался в Кокшетауский округ. Они поселились в Кзылтуском районе, так как мать Халита Жупар была родом из небольшого селения близ Актуйесай.

... продолжение

Вы можете абсолютно на бесплатной основе полностью просмотреть эту работу через наше приложение.
Похожие работы
Политическая деятельность Абулхаир Хана в годы правления
Начало присоединения Казаского ханства в Российское подданство
Освободительная борьба казахского народа против Джунгарии
Народно-освободительная борьба в период присоединения Казахстана к России
Проблемы вхождения Казахстана в состав Российской империи
Казахско-ойратские (джунгарские) отношения в 30 – 40-е гг
КАЗАХСТАН В ХVIII в. НАЧАЛО КОЛОНИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В КАЗАХСКИХ СТЕПЯХ
Хан Абулхаир (1718-1748)
ПОЛИТИКА АБУЛХАИР ХАНА В ПРИНЯТИИ МЛАДШИМ ЖУЗОМ РОССИЙСКОГО ПОДДАНСТВА В 30-х ГОДАХ ХVIII ВЕКА
Политический портрет Абулхаир хана
Дисциплины



Реферат Курсовая работа Дипломная работа Материал Диссертация Практика - - - 1‑10 стр. 11‑20 стр. 21‑30 стр. 31‑60 стр. 61+ стр. Основное Кол‑во стр. Доп. Поиск Ничего не найдено :( Недавно просмотренные работы Просмотренные работы не найдены Заказ Антиплагиат Просмотренные работы ru ru/