Проникновение ислама в Казахстан



Тип работы:  Реферат
Бесплатно:  Антиплагиат
Объем: 13 страниц
В избранное:   
ПЛАН

Введение ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... . ... ... ... ... ... ..3

Глава 1. Проникновение ислама в Казахстан ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ...4

Глава 2. Ислам в казахстане в XX веке ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ..7

Глава 3. Бытовые и психологические пережитки ислама ... ... ... ... ... .10

Заключение ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... .13

Список использованной литературы ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ..14

Введение

Проблема смысла и цели жизни есть не только общест­венная, но и личная проблема. Не существует человека без каких-либо целей, которыми он живет или к достижению которых стремится. Но цели бывают разные. Наряду с подлинными целями жизни бывают и ложные, антинаучные. Под­линные цели позволяют человеку определить свое отноше­ние к обществу, к коллективу, к общественному долгу, к Родине, к труду, к каждому отдельному человеку.
Ложная интерпретация проблемы смысла и цели жизни присуща всем религиозным учениям в целом, религии Казахстана в частности.
В Казахстане возрождении религии происходило еще с древних времен, но в данной работе мне хотелось бы описать основную религию
Все религиозные учения отрывают человека от реальных условий жизни, направляют его на достижение иллюзорных целей. Оторванная от реальной действительно­сти исламская концепция смысла и цели жизни направляет человека против действия объективных законов развития общества. Она отрицает положительное значение земной жизни и прославляет "загробную" жизнь. Земная жизнь человека, согласно этой концепции, не имеет самостоятель­ной ценности потому, что является переходной ступенью к "вечной жизни", где якобы только и можно обрести "настоя­щие" духовные радости. Все это предопределяет злободнев­ность и актуальность не только критического исследования исламской концепции смысла и цели жизни, но и разработ­ки марксистского взгляда на эту проблему.
Начальный период внедрения ислама в Казахстан отно­сится к VIII в. На юге арабские завоеватели силой оружия насаждали свою религию, жестоко наказывали тех, кто при­держивался прежних своих верований.
Религия во все времена выражала интересы эксплуата­торов, что получило отражение и в Коране: О вы, которые уверовали! Повинуйтесь аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас. Неудивительно поэтому, что в роли святых обычно выступают ханы, султа­ны, ишаны и другие угнетатели. Вокруг их имен создава­лись легенды; мифы, приписывающие им добродетели, ко­торыми при, жизни они не обладали, и наделяющие их фан­тастическими способностями облегчать участь тем, кто поклоняется этим святым.

Глава 1. Проникновение ислама в Казахстан

Неправильно было бы считать, что ислам утвер­дился в Казахстане стараниями лишь Арабского халифата. Особую ревность в распространении ислама проявили караханиды, карлукские каганы, ранние феодальные государ­ства на территории Казахстана. Феодалам ислам был нужен как средство духовного порабощения народа, и они превратили мусульманство в государственную религию. Уже в Х в. в городах юга Казахстана возникли мусульманские культовые сооружения. Тем не менее ислам стал обре­зать форму мировоззрения масс значительно позже. Весною, когда бывает готов первый кумыс, они наливают его в сосуды и, прежде чем пить его, обращают свое лицо к солнцу и немного кумыса брызгают в сторону востока; при восходе солнца делают ему земной поклон в благодар­ность за то, что оно выращивает кормовые травы, которыми питаются домашние животные и дают кумыс. Таково их ве­рование. В древнее время язычники поклонялись солнцу; казахи тоже, поскольку они поклоняются солнцу, будь это просто почитание или безусловное верование,— идолопо­клонники и вероотступники; их положение усугубляется тем, что они издеваются над мусульманами1.
Русское самодержавие видело в мусульманской религии своего союзника в проведении колониальной политики, в укреплении своих позиций в Казахстане и потому всячески содействовало исламизации края. Еще в предыдущем столетии императрица Екатерина II предприняла шаги, направленные на укоренение ислама среди мусульманских народов империи. С этой целью в 1787 г. на отпущенные из царской казны средства был издан Коран на арабском языке с комментариями муллы Османа Исмаила.
Однако, несмотря на все эти мероприятия, до второй по­ловины XIX в. мусульманская религия в Казахстане не имела существенного влияния на массы: казахи с недовери­ем относились и к догмам ислама, и к тем, кто их пропове­довал.
Очагами наибольшего укоренения ислама были города Туркестан, Джаркент, Сайрам и др. на юге Казахстана, яв­лявшиеся религиозными центрами: здесь готовились кадры мусульманских проповедников, отсюда ислам распростра­нялся по всей степи. Город Туркестан, например, считался святым, чуть ли не второй Меккой.
Ислам на территорию Казахстана проникал и из религи­озных центров Средней Азии. Н. П. Рычков, в Дневных записях которого имеются интересные материалы по истории, быту казахов, писал об этом следующее: Они (каза­хи.— К. Ш.) не имеют собственных своих священников; но вместо того в осеннее время посещают их ходжи, ахуны и муллы, приезжающие из Ташкента, Туркестана и Хивы. Святое имя, кое носят на себе сии искусные лицемеры, привлекает к ним почтение народа сколь непросвещенного, столь же и суеверного. Они обогащают их всякою скотиною; а те, обогащенные подлогом своей святости, воз­вращаются в пределы своего отечества2.
Понимая важность внедрения мусульманства в созна­ние широких масс для поддержания своего господствующего положения, баи, феодалы не только способствовали исламизации кочевников, но, стремясь и этот процесс взять под свой контроль, стали отправлять своих детей на обучение в мусульманские учебные заведения Бухары, Туркестана и других городов. А становясь муллами, байские отпрыски с помощью религии порабощали бедняков и духовно, дока­зывая им с Кораном в руках, что разделение людей на бо­гатых и бедных есть божье установление.
Вскоре, однако, выяснилось, что муллы и шейхи, прибывающие в казахские степи из среднеазиатских ханств, вели не только религиозную проповедь, но и пропаганду против царского правительства. Прежде всего царская администрация старалась оживить авторитет адата (обычного права) в глазах народных масс, причем именно в той его части, какая отражала родовые отноше­ния казахов-кочевников.
Как видим, самодержавие проявляло определенную гиб­кость политики в целях достижения своей главной цели — сохранения и укрепления своего влияния в Казахстане.
Однако в целом присоединение казахских жузов к Рос­сии сыграло безусловно положительную роль, поскольку от­крывало возможность казахскому народу подняться на но­вую ступень исторического развития.
Со второй половины XIX в. в Казах­стане началось разложение патриархально-феодальных и развитие капиталистических отношений. Появляются целые серии религиозно-мисти­ческих поэм, легенд, мифов, восхваляющих ислам, основа­телей мусульманской религии и религиозных святых. Рас­пространение среди народа религиозной литературы на казахском языке способствовало усилению духовного пора­бощения трудящихся масс.
В самом конце XIX и начале XX в. общественная мысль в Казахстане была заражена идеями панисламизма и пан­тюркизма. Панисламизм, возникший как религиозно-поли­тическое течение, являлся выражением идеологии умираю­щих феодальных классов и мусульманского духовенства. Проникновению идей панисламизма в Казахстан во многом способствовало усиление колониальной политики царского правительства, продиктованной развитием капитализма в России и переходом его в стадию империализма. Интересы империалистической России требовали более жесткой по­литики по отношению к народам, населяющим ее окраины. Идеологи панисламизма и пантюркизма, добиваясь объе­динения всех мусульман под флагом Турции, запугивали трудящихся: мол, колониальная политика царских властей — это покушение на жизнь правоверных мусульман.
Панисламисты призывали народные массы выступить войной против неверных, объявить джихад.
Панисламисты; признавая только религиозную общность мусульманских народов, старались затушевать социальное неравенство и классовые противоречия.
Социально-политическая позиция панисламизма с осо­бой ясностью обнаруживает реакционную сущность религии, использование эксплуататорскими классами религиозной идеологии для увековечения своего господства.
Известно, что национально-освободительное движение в Казахстане 1916 г. произошло в самый разгар первой миро­вой войны. Это восстание было направлено против царизма и феодально-байской верхушки казахского общества. Слу­жители ислама призывали, подобно попу Гапону, бросать оружие, не стрелять в своих братьев-мусульман. И это сыграло определенную роль в поражении восстания. Один из его участников Тулентай Смаилов в своих воспоминаниях писал: ...мы стояли лагерем на ур. Бугель. Вскоре пристав Хамулла проехал мимо нас с карательным отрядом в 350 че­ловек, направляясь на подавление восставших... Отряд Хамуллы приближался. Вдруг какой-то враг, затаившийся в нашей среде, громким голосом изрек стих Корана, а потом провозгласил: Правоверные! Мусульманам не полагается первым начинать битву. Пусть сначала стреляют в нас вра­ги.—Замолчи, предатель!—услышали мы голос с дру­гой стороны. Это был голос бедняка Исы Давлетбекова. Казахи!— кричал он,— не слушайте предателя. Бросайтесь в бой или вы погибли. Прикажите начинать бой,— обра­тился он к нашим руководителям3. Дальше Тулентай рас­сказывает, что у них руководитель был из баев, и он, конеч­но, не дал приказа начать бой, вследствие чего люди отряда погибли почти все поголовно.
Обеспокоенные тем, что идеи марксизма, революцион­ный дух широко распространяются среди трудящихся масс, баи и духовенство еще более усилили пропаганду мусуль­манской религии в казахских аулах.
В августе 1905 г. на Нижегородском всероссийском съезде мусульман была создана организация под названием Союз мусульман. Стремясь обуздать револю­ционные настроения масс, сделать их безопасными для эк­сплуататоров, члены этого Союза лукаво проповедовали примирение идей социализма с мусульманством.
Однако и либеральные религиозные идеологи хорошо понимали, что существующее экономическое неравенство, все больше и больше обостряющееся противоречие между богатством и бедностью нельзя ни отрицать, ни скрыть, ни обойти молчанием. И поэтому они всячески восхваляли ре­лигиозное согласие между богатыми и бедными. По существу мусульманские социалисты на новый лад пересказы­вали Коран, призывали решать противоречия между клас­сами мирным путем, основываясь на мусульманском учении, и с умилением напоминали правоверным, что, согласно установлениям ислама, богатые должны-де отдавать бедным два процента своего богатства и десятую часть уро­жая.

Глава 2. Пережиточные формы идеологии ислама

Религия, как и всякое общественное явление, подвержена влиянию социально-экономических, политических, идео­логических и других факторов и в конечном счете претерпе­вает различные трансформации в зависимости от измене­ний, происходящих в общественном бытии. Поэтому было бы неверно подходить к современным формам религиозных пережитков, к современному религиозному сознанию верую­щих нашей страны с той меркой, с которой подходили, на­пример, в 20—30 годы.
Одним из пережитков ислама, бытующих в настоящее время, следует считать ежедневное пятикратное соверше­ние намаза. Реакционный характер этого обряда заключает­ся в том, что свойственный исламу фатализм — вера в тагдыр (судьбу)—наиболее ярко проявляется именно в намазе. Стержень мусульманства составляет фатализм4,—отмечал К. Маркс. Пронизанная духом фатализма ежедневная пятикратная молитва закрепляет в сознании верующих порожденные полной зависимостью от воли божьей само­уничижение, безволие, богобоязненность, веру в лучшую загробную жизнь. Не случайно наиболее рьяно твердят о необходимости намаза люди, которые считают, что чело­век раб аллаха и в жизни реальной своими силами ниче­го изменить не может, что земная жизнь — только подготов­ка к лучшей, потусторонней жизни.
Регулярное чтение намаза характерно для верующих стариков, реже — для людей пожилого возраста. Так, в хо­де нашего исследования в 1969—1970гг. в одной из бесед ве­рующие старики в Аксуском районе Талды-Курганской об­ласти (17 человек) и Балхашском районе Алма-Атинской области (9 человек) объясняли: они аккуратно совершают намаз потому, что старость — это преддверие смерти, и нуж­но серьезно подумать о том, что ждет их на том свете.
Неукоснительно соблюдается многими верующими му­сульманский пост — ураза. Тридцатидневный пост сущест­вовал еще у древних арабов, и установление его в исламе не являлось нововведением. Ураза возникла в глубокой древности как отражение тяжелого экономического положе­ния племен, населявших Аравийский полуостров.
Несмотря на нелепость каких бы то ни было оправданий уразы, в несколько обновленном виде и сейчас еще можно услышать рассуждения о пользе поста. Так, в проповеди, произнесенной в октябре 1970 г. в Алма-Атинской мечети, и необходимость соблюдения уразы объяснялась социальными мотивами: мол, правоверный мусульманин через пост познает, сколь бедственно положение народов, находящихся на стадии становления.
Ураза завершается трехдневным праздником, посвящен­ным окончанию поста (ураза-айт). Этот праздник сопровождается групповым чтением намаза, сбором пожертвований (фитр-садака) в пользу духовенства и пением обрядовой песни Жарапазан. До революции фитр-садаку взимали с каждого верующего, даже с младенцев, родившихся в ночь под ураза-айт. Эта фитр-садака и является тем существен­ным моментом, который объясняет, почему духовенство так настойчиво толкует о божественной сущности поста: ведь если отменить уразу, сам собой отпадает и ураза-айт, а с ним фитр-садака. И хотя в настоящее время имеются разъ­яснения высшего мусульманского духовенства, в которых говорится о добровольности фитр-садаки, муллы все рав­но прилагают немалые старания, чтобы собирать во время уразы-айта побольше так называемых очистительных по­жертвований.
B настоящее время количество людей, принимающих участие в жертвоприношениях, резко сократилось. Однако из тех, которые и ныне совершают пятикратный намаз, кто же не хотел бы попасть в рай? Вот и истребляют правовер­ные лучший скот, подрывая собственный бюджет, а иног­да и общественное хозяйство. Так, например, в 1965— 1967 гг. во время курбаи-айта многие верующие Краснокут-ского района Павлодарской области приняли участие в жертвоприношении, а в с. Баянаул этой же области и Вин-совхозе Чиликского района Алма-Атинской области в 1965 г. было заколото даже несколько голов крупного рога­того скота.
Не менее живучим пережитком ислама является поклонение святым местам. Множество святых мест имеется в Чимкентской, Кзыл-Ординской и Джамбулской областях. Только в одном Чилийском районе Кзыл-Ординской области религиозная пропаганда велась около 30 святых мест. Несмотря на то, что в официальных посланиях высшего мусульманского духовенства открытие святых мест объявлено нечистым делом отдельных мошенников (см. февральскую фетву 1958 г.), а само почитание таких мест признано грехом (см. фетву, изданную в сентябре 1959 г.).
Немало вреда наносят сознанию трудящихся так назы­ваемые живые святые. Еще нередко можно слышать в аулах: киели адам, эулие адам (святой человек). В разряд святых попадают наиболее ловкие муллы, га­дальщики, бахсы. Доверие к пророчествам таких святых приводит людей к большим потерям. Об одном таком случае рассказывала Казахстанская правда (1958, 23 января): в поселке Сары Шаган появился провидец, который, услышав прогноз погоды, предсказал, что воды озера Балхаша затопят все вокруг, и единственное спасение — молиться богу и принести ему жертву. Пришел конец све­та,— запугивал он. И нашлись те, кто поверил шарлатану. Перепуганные женщины и старики вышли на бугор и, мо­лясь всемогущему аллаху, резали своих баранов и коров под грохот грома: они готовились отправиться в иной мир. Люди сами разорили свое хозяйство, доверившись ловкому проходимцу.
Вредным пережитком ислама, все еще бытующим среди верующих, является суннет — ритуальное обрезание. Суннет, видимо, возник в первобытном обществе как посвяти­тельный обряд, которым знаменовался переход мальчика (юноши) в старшую возрастную группу рода. Ислам вос­принял его и сделал внешним признаком религиозной при­надлежности: по учению ислама, суннет является знаком мусульманской исключительности верующих.
Расходы, связанные с совершением обрезания, от­нюдь не ограничиваются щедрой данью бродячим суннечи. Во многих семьях по случаю обрезания устраивается той (богатое застолье, пиршество), к которому готовятся долго, накапливая для этой цели средства. Такой ... продолжение

Вы можете абсолютно на бесплатной основе полностью просмотреть эту работу через наше приложение.
Похожие работы
Распространение ислама в Казахстане
ДУХОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МУСУЛЬМАН КАЗАХСТАНА: ИСТОРИЯ, МИССИЯ, ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ислам как новая религия
Территория и население Западного Казахстана в этнокультурных процессах евразийских степей (I пол. I тысячелетия – XII вв.)
Возникновение и распространение ислама
РЕЛИГИЯ ИСЛАМ В КАЗАХСТАНЕ: ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ
Духовная культура населения Дешт-и Кыпчака в XIII-XV вв.
Западный Казахстан в духовных и этнокультурных контактах с сопредельными регионами (I половина I тысячелетия – XII вв. )
Казахи
КУЛЬТУРА ЭПОХИ КАРАХАНИДОВ
Дисциплины