Этапы формирования казахстанско-китайской границы: договорно-правовая основа и значение соглашений 1994 и 1998 годов


Тип работы:  Реферат
Бесплатно:  Антиплагиат
Объем: 19 страниц
В избранное:   
ПЛАН Введение

ГЛАВА 1. Этапы установления казахстанско-китайской границы, договорно-правовая основа ее определения.

1. 1. 1-й этап. Пекинский 1860 г. договор.

1. 2. Илийский кризис и Петербургский договор 1881 года.

Глава 2. Суть и значение соглашения между Республикой Казахстан и Китайской Народной Республикой о казахстанско-китайской границе от 26 апреля 1994г. и дополнительного соглашения от 4 июля 1998г.

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Введение

Краткая историческая справка.

Для более глубокого понимания процесса становления Государственной границы между Казахстаном и Китаем необходимо ознакомиться с краткой исторической справкой о состоянии и взаимоотношениях народов на рубеже, предшествующем началу становления границ.

Формирование этнической общности казахов и становление ранних казахских государственных образований (ханств) относится ко времени распада монгольских империй Чингизхана и его потомков. В результате сложного процесса этнического синтеза монгольских и татарских племен возникли узбеки и казахи, дальнейшие пути которых затем разделились. На рубеже XV - XVI вв. племена кочевников - казахов поселились на никем не занятой в ту пору опустошенной монголами территории Семиречья.

На протяжении XVI в. шел процесс сложения казахских ханств, включения в состав казахского этноса ряда соседних, родственных ему племен.

Таким образом, сформировалось три основных казахских ханства - Большой, Средний и Малый Жузы, которые в XVII в. занимали уже значительную часть современной территории Казахстана. В восточной части этой обширной территории казахские племена, прежде всего, Большого Жуза, в конце XVII в. оказались в опасной близости к расширявшей свои пределы на Запад воинственной Джунгарии.

Мощное джунгарское ханство в конце XVII в. резко усилилось под предводительством Галдан-хана, который в 1681-1684гг. совершил ряд походов на казахов, захватил и разрушил несколько ханских ставок. Галдан-хан и его преемник Цеван-Рабтан переместили свою ставку в верховье Или, откуда совершали набеги не только на казахов, но и, особенно в начале XVIII - на слободы русских поселенцев в Сибири.

Теснимые джунгарами казахи в 1717г. попытались перейти в контрнаступление. Однако, плохо организованные и страдавшие от несогласованных действий ханов и султанов казахское войско потерпело неудачу, а ответное вторжение джунгар в район р. Талас в 1723г. нанесло казахам значительный урон. Значительная часть казахов Большого и Среднего Жуза была вынуждена откочевать к границам Туркестана, немалое количество погибло или попало в плен, а оставшиеся остались под властью Джунгагии. И хотя в 1726г. казахское войско во главе с ханом Младшего Жуза Абул-Хаиром сумело нанести поражение джунгарам и изгнать их из Семиречья, положение казахов оставалось весьма неустойчивым.

Стремясь обеспечить себе прочный тыл и, в немалой степени, рассчитывая на помощь и поддержку русских, Абул-Хаир в сентябре 1730г. обратился к императрице Анне Иоановне с просьбой принятии его в русское подданство. “Мы, Абул-Хаир, с подвластным мне многочисленным казахским народом Среднего и Малого Жузов… желаем вашего покровительства и ожидаем вашей помощи”.

Коллегия иностранных дел, с одобрения императрицы, согласилась на это, и в октябре 1731г. Абул-Хаир, а затем в декабре этого же хан Среднего Жуза Семеке приняли присягу на верность и вступили в русское подданство. В апреле 1738г. с аналогичной просьбой к России обратился и хан Большого Жуза - Жолбарс (см. казахско-русские отношения в XVI-XVIII вв. сборник документов А-Ата, 1961г. док. 25) .

Вступление казахских ханов в русское подданство сыграло определенную роль в их взаимоотношениях с джунгарами: когда в 1741-42гг. джунгарское войско вновь вторглось в степи казахов, оно вынуждено было отступить под угрозой вмешательства русских.

Однако, не следует понимать, что вхождение казахских ханов в состав Российской империи положило конец агрессии с востока. После разгрома джунгарского ханства в 50г XVIII в Циньским Китаем на смену, хотя и могущественному джунгарскому ханству, но лишенному великодержавных претензий и структурно весьма слабому государственному образованию, пришла централизованная империя.

Циньские власти по праву “сюзерена” и по праву завоевателя выдвинули решительные притязания на все территории, которыми владели джунгары, и на все те народы, которые находились хотя бы частично в положении “данников” по отношению к поверженному ханству. В числе этих народов в первую очередь оказались казахи - значительная часть племен Большого и Среднего Жузов. Практически лишенный действительной поддержки русских, Аблай-хан в 1757г. согласился принять подданство Китая, не прерывая своих связей с Россией.

Процесс присоединения к России всех племен казахов занял не мало времени. По существу, только к середине XIXв. он пришел к своему завершению.

Россия, заинтересованная в развитии торговли на своих восточных окраинах, в середине XIXв. Постепенно осваивала сибирские, казахстанские и туркестанские рубежи. Встал вопрос о разграничении с Китаем. Торговые интересы капиталистической России во многом определяли и ее политику по отношению к Китаю. В частности, это касается и поисков новых торговых путей (кроме Кяхтинского) через Джунгарию и Кашгар, для чего была предпринята специальная разведывательная экспедиция. Одним из побочных результатов этой экспедиции был вывод о том, что русско-подданные казахи кочуют довольно далеко, даже за Тарбагатаем, и по этому “собственно китайской границей в этих местах” может считаться лишь проходящая за Тарбагатаем цепь китайских пикетов.

Ободренные этим известием русские казаки в 1847-1849г. основали ряд станиц в Семиречье. Действия России заставили цинские власти пойти на переговоры, результатом которых были заключение в 1851 г. Кульджинского договора.

ГЛАВА 1. Этапы установления казахстанско-китайской границы, договорно-правовая основа ее

определения.

1. 1. 1-й этап. Пекинский 1860 г. договор.

Заключение Кульджинского (1851г) договора дало дальнейший толчок к планомерной работе по разграничению территорий между Россией и Китаем. Этот договор открыл русским купцам двери для торговли в Илийском крае, предоставил право открыть консульство в Кульдже и Чугучаке, способствовало дальнейшему освоению Заилийского края. (В 1854г. было основан укрепление Верный) . Собственно говоря, только теперь и встал вопрос о русско-китайском размежевании. Этот вопрос нашел свое отражение в ст. 2 заключенного в 1860г. Пекинского договора: “Граничная черта на западе доселе неопределенная, отныне должна проходить, следуя направлению гор и линии ныне существующих китайских пикетов, от последнего маяка, называемого Шабин-дабага, поставленного в 1728г., по заключению Кяхтинского договора, - на юго-запад до озера Цзай-Сан, а оттуда до гор, проходящих южнее озера Иссык-Куль и называемых Тенгри-Шань или Киргизское Алатау, иначе Таньшаньнажму (южные отроги небесных гор) и по сим горам до Коканских владений”.

Как видно из лаконичного текста этой статьи договора, границу между Россией и Китаем предполагалось вести от Шабин-дабага на юг-запад, мимо озера Зайсан до отрогов Тянь-Шаня, расположенных южнее оз. Иссык-Куль, и затем по этим отрогам до границы Коканда.

Линия весьма неточная и неопределенная, открывавшая возможность для многочисленных уточнений, исправлений и изменений, она все-таки в принципе уже разделяла сферы владений России и Китая. И если говорить по существу разгранлиния, то оно, учитывая реальное соотношение сил (вступление в русское поддансво казахов и киргизов, активное продвижение России в Семиречье и Притяньшанье, включая освоение русскими отбитых у Коканда зелень, строительство военных укреплений и т. п. в противовесе весьма слабому присутствию немногочисленных цинских сил, представленных мелкими случайными пикетами), было выгодным н только для преуспевающей в этом районе Азии России, но и для цинского Китая.

Согласованная в ст. 2 линия будущей русско-китайской границы в районе казахско - киргизских земель была определена лишь в принципе, в самых общих чертах. Кроме общего ее направления, было отмечено лишь, что линия должна проходить по естественным рубежам и с учетом расположения “ныне существующих китайских пикетов”. Эти два важных уточняющих прохождение границы пункта имели существенное значение в ходе последующей делимитации и демаркации границы.

В третьей статье Пекинского договора было обращено специальное внимание на процедуру разграничения согласованной договорам границы: “Отныне все пограничные вопросы, могущие возникнуть впоследствии, должны решаться на основании изложенной в 1-й и 2-й частях договора; для постановки нее пограничных знаков от маяка Шабин-дабага до Коканских владений российское и китайское правительство назначают доверенных лиц (комиссаров) . Для обзора границы комиссары съезжаются в Тарбагатае, но время их съезда теперь не определяется. На основании того, что постановлено в 1-й и 2-й ст. сего договора, командированные доверенные сановники составляют карты и подробные описания граничной линии в 4-х экземпляров, 2 - на русском, 2 - на китайском или маньчжурском языках. Карты и описания сил утверждаются подписями и печатями комиссаров; затем 2 экз, из них - один на русском, другой на китайском или маньчжурском языках, вручаются русскому, а два таковых же экземпляра - китайскому правительству, для хранения. По случаю вручения карт и описаний граничной линии составляется протокол, который утверждается подписями и печатями комиссаров и будет считаться дополнительной статьей сего договора.

Из этой статьи вытекает, что заботы о проведении и уточнении граничной линии оба правительства возложили на специально назначенных для этого полномочных комиссаров. Однако вопрос о прохождении и демаркации казахстанского участка границы - видимо, прежде всего, из - за ее пока что крайней неизученности и неопределенности - открывания на неопределенный срок.

Циньская империя, находящаяся в тяжелом кризисном состоянии и едва державшаяся под ударами тайников была заинтересована в том, чтобы сократить этот срок и поскорее уладить отношения с Россией, от помощи и поддержки которой в те дни немало зависела. Россия со своей стороны была заинтересована в том, чтобы Циньские власти, сознавая свою зависимость, охотнее шли на уступки. Кроме того, Россия опасаясь, что ослабление Китая повлечет за собой усиление влияния Англии, ее главного соперника в Азии в те годы. Однако это благожелательное отношение к Циньской империи, озабоченность судьбами которой стояла в центре внимания на ряде заседаний особого комитета в Петербурге, никоим образом не означало, что Россия также стремилась как можно скорее закончить дело с размежеванием пограничных земель. В отличие от Китая, заботившегося о сохранении сложившегося статус - кво, Россия была озабочена освоением только что присоединенных земель. Разница в позициях держав оказалась и на дальнейшем ходе переговоров по вопросу о границе.

Как ни старалось цинское правительство не “уронить лица” и сделать вид, что в проведении границ нуждаются русские, тогда как Китай всегда хорошо обходился и без этого, именно оно вынуждено было первым нарушить молчание и обратиться к генерал-губернатору Западной Сибири с просьбой начать переговоры о границе. Эта просьба была обсуждена в Петербурге и в июле 1861г. на очередном заседании особого комитета было принято решение направить в Чугучак российского комиссара полковника Бобкова. Возвратившись в Омск Бабков представил записку о границе с Китаем, включавшую проект желательной для России граничной линии. Этот проект лег в основу официальной инструкции МИД. Линия эта в главных чертах сводилась к следующему: от Шабин-дабага по гребнях горных вершин она шла до верховьев Бухтармы, затем, спустившись на равнину, поворачивала на юго-запад и доходила до северо-восточной оконечности оз. Зайсан. От этой точки граничная линия поворачивала на восток, вверх по Черному Иртышу, до пикета Пакиту. Повернув у этого пикета на юг, граница направлялась к горам Тарбагатая, откуда шла на запад к перевалу Хабар-асу. Здесь снова следовал поворот на юг, до пикета Бахты, и далее вдоль линии постоянных китайских пикетов до северных пределов хребта Алатау. По гребню Алатау граница направлялась на юго-запад, до его конца после чего, спустившись на равнину, по р. Тургень шла на юг по линии постоянных пикетов до р. Или, которую пересекала у пикета Илибирай - цикин. Дале граница должна была направляться на юг к пикету Чун-чжи и от него к истокам р. Темерлик. Отсюда по хребту Темерлик до истоков р. Кеген, а затем, повернув на юго-запад, по хребту Каратау и р. Дарат до р. Текес. Перейдя через р. Текес, граница по р. Нарын-кол шла вверх до Тянь-Шаня шла до хребта Цунлин.

Отставая эту линию, Бабков отмечал ее выгоды для России - эта линия позволяла оставить в руках России удобные проходы в верховьях рек Кеген и Текес, что позволяло держать под контролем всю систему торговых путей и перевалов на Кашгарию.

Инструкция, разумеется, предполагала и различные варианты решения той или иной пограничной проблемы. Главное, на чем она настаивала, - это по возможности точное следование духу букве Пекинского договора. При этом центром тяжести на переговорах должен быть стать вопрос о постоянных цинских пикетах, вдоль которых предполагалось вести граничную линию. Эти пикеты были установлены цинскими войсками в 18в. с целью ограничить распространение дали на восток казахов и киргизов. Позднее, уже в 19в. в добавление к старым постоянным пикетам стали учреждаться временные, переносные, которые выдвигались далее на запад в казахские и киргизские степи, и существовали для надзора за теми племенами, которые имели китайское подданство.

Линия временных караулов была как бы внешним пределом китайского влияния, тогда как власть подлинной цинской администрации осуществлялась лишь в пределах линии постоянных пикетов. Это отчетливо понимали не только русские, но и цинские местные власти, и это имело немаловажное значение. Особенно в изменившейся обстановке, когда киргизы и казахи, чувствуя силу России, племя за племенем стали переходить в русское подданство. Понятно, что это внесло за собой ослабление и без того призрачного цинского влияния, так что внешняя линия непостоянных караулов потеряла свой смысл: русские отряды просо не позволяли китайцам проникать туда, где они уже осуществляли свой военный контроль.

Неудивительно поэтому, что важным пунктом инструкции было добиться того, чтобы не вполне точно выраженная на русском языке в ст. 2 Пекинского договора фраза о “ныне существующих китайских пикетах” воспринималось как имеющая ввиду именно постоянные пикеты.

Таким образом, русские комиссары довольно тщательно готовились к встрече в Чугучаке летом 1862г. Готовились к этой встрече и синьцзянские власти. Хотя политическое положение империи было неважным, причем оно в немалой степени зависло и от расположения России, имперские традиционные амбиции делали свое дело. Считая всех киргизов и казахов поданными Поднебесной и упорно именуя их “калмыками”, цинские администраторы в Синьцзяне решили предпринять ряд энергичных мер для улучшения своих позиций, попытавшись выдвинуть воинские команды в зону контроля русской администрации и оккупировать ряд районов. Под предлогом осмотра линии непостоянных караулов в начале весны 1862г. большой маньчжуро-китайской отряд направился из Чугучака и Кульджи к русским пределам, где он был остановлен (у берегов оз. Иссык-Куль) русскими. Другой отряд столкнулся с русскими у р. Каратал. Оба становления показали явное превосходство русского оружия, и это было в глазах местного населения гораздо более внушительным аргументом, нежели цинские листовки, призывающие его отказаться от русского подданства.

Таким образом, попытка военного внедрения в русские пределы со стороны синьцзянских властей потерпела неудачу. Но она насторожила русских комиссаров, готовящихся к переговорам. По их настоянию русские отряды заняли ряд ключевых позиций на важнейших пунктах предполагаемой граничной линии, а именно на реках Кеген, Каскен - Терек, Бахты и у оз. Зайсан.

С оз. Зайсан было сложнее всего. В соответствии с пекинским договором граничная черта должна была следовать к этому озеру. Однако неясно, в какой его точке. Русский проект границы предполагал подвести границу к озеру в северо-восточной его части и сразу же увести ее от озера по Черному Иртышу. Этот пункт выглядел весьма уязвимым, особенно если иметь ввиду, что в китайском тексте Пекинского договора по недосмотру русских переводчиков было ошибочно написано, будто от Шабин-дабага линия границы должна идти прямо на запад, к оз. Зайсан, тогда как в русском тесте сказано, “на юго-запад”, что соответствовало достигнутой договоренности и элементарным географическим данным.

17 июля 1862г. в Чугучаке официально были открыты переговоры. Уже на первом рабочем заседании 25 июля, когда стороны объяснились взглядами на общий облик будущей границы, выяснилось, что цинские комиссары решительно не согласны с русским проектом. Напомнив, что им принадлежат все земли бывшей джунгарии и по праву завоевания; они настаивали на том, что в качестве границы следует принять линию внешних караулов, то есть временных. На возражение российской стороны, что это не соответствует Пекинскому договору, маньчжурские их коллеги заявили, что Пекинский Договор “Заключен пекинскими сановниками, не знавшими местных обстоятельств” и что правительство дало им указание вести переговоры в соответствии с этими обстоятельствами.

К сентябрю выяснилось, что дело переговоров практически не сдвигается с мертвой точки. Циньские комиссары упорно стояли на своем. Более того, для укрепления своих позиций и запугивания русских они стали распространять слухи о подготовке войны с Россией, о высылке больших отрядов к границе и т. п.

... продолжение

Вы можете абсолютно на бесплатной основе полностью просмотреть эту работу через наше приложение.
Похожие работы
Формирование казахстанско-китайской государственной границы: договорно-правовые этапы и роль советско-китайских отношений (1860-1998)
Казахстанско-китайское сотрудничество: предпосылки, договорно-правовая база и экономико-приграничные перспективы
Казахстанско-китайские отношения (1991-2001): предпосылки, договорно-правовая база и торгово-экономическое сотрудничество
Правовой статус и проблемы НАТО: договорно-правовая основа, невоенное сотрудничество и расширение на Восток
Казахстан и Греция: политико-экономическое сотрудничество и договорно-правовая база
Казахстанско-китайские отношения: историко-политический и экономический анализ, вопросы границы и миграции
Казахстан и Индия: становление политико-дипломатических отношений, ключевые визиты и договорно-правовая база (1992-2009)
Казахстанско-российские отношения: этапы формирования и ключевые направления сотрудничества (1991-2010)
Установление и развитие казахстанско-саудовских отношений в 1992-1994 гг.
Земельная реформа в Казахстане: этапы, правовая основа и ключевые направления
Дисциплины



Реферат Курсовая работа Дипломная работа Материал Диссертация Практика - - - 1‑10 стр. 11‑20 стр. 21‑30 стр. 31‑60 стр. 61+ стр. Основное Кол‑во стр. Доп. Поиск Ничего не найдено :( Недавно просмотренные работы Просмотренные работы не найдены Заказ Антиплагиат Просмотренные работы ru ru/