Влияние монопольных субъектов на рынок РК (энергетический рынок)



Тип работы:  Реферат
Бесплатно:  Антиплагиат
Объем: 13 страниц
В избранное:   
ПЛАН

Введение

Влияние монопольных субъектов на рынок РК (энергетический рынок)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Проблема соотношения монополии и конкуренции встала очень остро. Экономисты всего мира не могли обойти эту интереснейшую тему. Появилось много работ, в которых давались различные оценки взаимоотношениям монополии и конкуренции.
Проблемы несовершенного рынка, представленного монополизированными структурами хозяйствующих субьектов почти одновременно рассмотрели в своих работах профессор Гарвардского университета Э. Чемберлин (“Теория монополистической конкуренции”) и профессор Кембриджского университета Дж. Робинсон (“Экономическая теория несовершенной конкуренции”). Оба автора исходят из того, что рыночная цена складывается не при коллективных действиях участников рынка. Основную причину нарушения равновесия в экономике по-прежнему рассматривают в “категориях” и “законах” экономической среды. Оба автора смогли показать главное: обладая огромной жизненной силой, конкуренция – будь то монополистическая, либо несовершенная - непременно нуждается в создании механизма, который обеспечивал бы и гарантировал ее сохранение.
Одно из основных положений книги Э. Чемберлина состоит в том, что главным условием овладения рынка, или, иначе говоря, сутью монополий является контроль над предложением, а значит над ценой, который достигается усилением взаимозаменяемости соперничающих товаров, т. е. “дифференциацией продукта”. Э. Чемберлин утверждал, что чистой конкуренции на рынке не бывает, что в реальной жизни каждый продавец того или иного товара в чем-то монополист. Дифференциация продукта ведет к тому, что конкуренция за привлечение покупателя сохраняется, а существование товаров – субститутов, ограничивает возможности монополиста по повышению цены. Следовательно, монополистическая конкуренция позволяет рыночной экономике наиболее эффективно развиваться без вмешательства государства.

Влияние монопольных субъектов в РК (энергетический рынок).

Особенностью развития электроэнергетического рынка в Казахстане явля­ется появление частных моно­польных компаний, сосредото­чивших в одних руках производ­ство и распределение энергии (например, АПК в Алматы. Также, как и во всем мире, образование таких моно­польных структур препятствует эффективному функционирова­нию энергетического рынка. В то время, когда весь мир идет по пути реструктуризации - отделе­ния энергопроизводителей от сети, у нас налицо усиление мо­нопольных тенденций. Рас­смотрим проблемы, возникающие при этом, на примере работы компании "Алматы Пауэр Консо-лидейтид" (АПК).
В течение трех лет деятельно­сти на казахстанском энергорын­ке АПК делает в основном ставку на повышение тарифов, аргумен­тируя это высокой платой КЕГОКу, покупкой регулирующей мощнос­ти, снижением потребления в ре­гионе и другими причинами. От­метим, что Алматинский энерго­район является самообеспечива­ющимся по электроэнергии, при этом около 65% производится теплоэлектроцентралями и по­рядка 35% составляет дешевая электроэнергия, вырабатываемая ГЭС (здесь и далее использова­ны данные за 2002-2003 г.). Часть элек­троэнергии АПК поставляет Тал-дыкорганской РЭК и покупает на стороне только мощность для ре­гулирования частоты. При этом АПК. как ни одна другая компа­ния в Казахстане, покупает ее на очень выгодных условиях по раз­ности вечернего пика и ночного провала графика нагрузки. Наши ориентировочные расчеты пока­зывают, что затраты на регули­рующую мощность незначи­тельны и покрываются прибы­лью от продажи электроэнер­гии.
АПК оплачивает компании КЕГОК услуги по транспортиров­ке электроэнергии от Капчагайской ГЭС по линии длиной 83 км. Плата КЕГОКу составляет поряд­ка 0,098 тенгекВт-ч. Сравним АПК с другими областями Казах­стана. Так, например, Акмолинская область около половины по­требляемого объема электро­энергии покупает на стороне и при этом оплачивает КЕГОКу транзит электроэнергии от север­ных и восточных станций по ли­ниям протяженностью порядка 500 - 600 км. Костанайская об­ласть платит КЕГОКу за поставку от сторонних энергоисточников 80% электроэнергии. При этом затраты на транспорт электро­энергии по сетям КЕГОКа по среднему тарифу достигли в Ак-молинской РЭК 0,178 тенгекВт-ч, Костанайской РЭК - 0,418 тенге кВт-ч, т.е. практически в 2 - 4 раза больше, чем в АПК. Сопоставле­ние с энергокомпаниями Южно­го региона показывает, что в та­рифах Кызылординской и Талды-корганской РЭК затраты на услу­ги КЕГОКа в 6 • 7 раз выше. чем в АПК. Таким образом, АПК платит КЕГОКу гораздо меньше, чем другие энергокомпании. Это объясняется тем. что станции АПК полностью обеспечивают потреб­ность района в электроэнергии. В то время как дефицитные энер­госистемы вынуждены покупать электроэнергию на стороне и про­изводить оплату КЕГОКу за транс­портные услуги в пропорциональ­ной зависимости от расстояния и объема покупной электроэнергии.
Руководство АПК утверждает, что тарифы на электроэнергию являются низкими и их необходи­мо увеличить на том основании, что в соседнем Талдыкорганском энергорайоне и в ряде других они выше. Отметим, что, в отличие от Алматинского энергорайона, Тал-дыкорганский является остро­дефицитным. Более 60% элект­роэнергии покупается на сторо­не, из них примерно по 20% от АПК и Средней Азии, при этом плата КЕГОКу составляет 0,43 тенге и около 1,0 тенге за транс­портировку 1 кВт-ч соответствен­но. Порядка 22% поступает от северных станций по линиям длиной более 1500 км, что приво­дит к удорожанию стоимости по­купной электроэнергии на 1,3 -1,4 тенгекВт-ч. Если учесть, что в АПК услуги КЕГОКа составля­ют около 10 тиын на каждый кВт-ч и что стоимость каждого третье­го киловатт-часа составляет ме­нее 50 тиын, поскольку он выра­батывается экономичными гидро­электростанциями, то нетрудно понять, почему стоимость элект­роэнергии в Талдыкоргане выше, чем в Алматы.
Рассмотрим тарифы в облас­тях, расположенных южнее Алма­ты. Учитывая, что южные станции - Жамбылская ГРЭС, Таразский энергокомбинат, шымкентские ТЭЦ - работают на дорогом им­портном газе и мазуте, стоимость электроэнергии в этих областях должна быть выше, чем в АПК.
Жамбылский энергорайон, так же, как и Алматинский, является самообеспечивающимся по элек­троэнергии, но, в отличие от АПК, платит КЕГОКу примерно в два раза больше и при этом средний тариф (2,95 тенгекВт-ч) ниже, чем в АПК, при практически рав­ном тарифе на транспорт элект­роэнергии (0,75 тенгекВт-ч). Причиной более низкой стоимос­ти электроэнергии является нали­чие жесткой конкуренции на оп­товом рынке, что заставляет про­изводителей бороться за сни­жение себестоимости выработ­ки продукции. Так, Жамбылская ГРЭС, вследствие значительного падения потребления и использо­вания дорогого топлива (топлив­ная составляющая доходит до 70%). испытывает на конкурент­ном рынке серьезные трудности. При минимальном использова­нии мощностей (практически ра­бота с одним блоком) коллекти­ву станции удается создать ре­жим наиболее эффективной экс­плуатации оборудования и при этом, в отличие от АПК, произво­дить необходимый уровень рег­ламентированных ремонтных ра­бот и сохранить технико-экономи­ческие показатели оборудования. Таким образом, если бы АПК не монополизировала энергоры­нок в регионе, а работала в усло­виях конкуренции, то в силу зна­чительной экономичности ее электростанций стоимость произ­водства электроэнергии могла быть гораздо ниже, чем в Жам-былской области.
Что касается Кызылординской области, где средний тариф (4.22 тенгекВт-ч) выше, чем в АПК, то следует отметить, что область полностью покупает электроэнер­гию от сторонних энергоисточни­ков. Примерно половина необхо­димого объема поступает из Средней Азии и электростанций Южного региона. Остальные 50% - от северных станций, находящих­ся на расстоянии 2000 км. при этом оплата за услуги КЕГОКа. включая потери электроэнергии. доходящие до 15 - 20%. состав­ляет около 1,5- 1,6 тенге за каж­дый второй киловатт-час покуп­ной электроэнергии. В то время как в АПК плата за услуги КЕГО­Ка удорожает стоимость 1 кВт-ч только на 10 тиын. Таким обра­зом, приведенный выше анализ показывает, что стоимость элек­троэнергии в Южном регионе Казахстана во всех областях закономерно должна быть выше, чем в АПК.
Одним из постоянных аргу­ментов компании в пользу по­вышения тарифа является ссыл­ка на снижение электропотреб­ления, что объективно создает предпосылки для увеличения та­рифа. Однако в 2001 г. Алматинская область оказалась един­ственной в республике, в кото­рой произошло увеличение как выработки (на 6%), так и потреб­ления электроэнергии (на 3%). В это же время в ряде других областей и в целом по респуб­лике отмечалось снижение элек­тропотребления. Например, в Мангистауской области - на 24,8%, Костанайской - на 23,3%. Жамбылской - на 14% и т. д.
Если к вышеизложенному до­бавить высокую плотность на­селения, высокую платежеспо­собность потребителей, разви­тую инфраструктуру, то можно с уверенностью констатировать, что объекты АПК являются весь­ма привлекательными в услови­ях Казахстана. Другим положи­тельным моментом является при­надлежность распределительных сетей и станций одной компании. Так, отсутствие тепла и света в домах многих казахстанцев объясняется, с одной стороны, низкой платежеспособностью, а с другой - тем, что компания, соби­рающая плату с потребителей, не торопится, а иногда и вовсе не расплачивается с производите­лями за поставки энергии. Таким образом, проблема обеспечения бесперебойности энергоснаб­жения определяется в первую очередь не величиной тарифа, а платежеспособностью по­требителей и состоянием эко­номических взаимоотношений между субъектами энергорын­ка. Однако даже при таком бла­гоприятном стечении обстоя­тельств, способствующих эконо­мичной работе АПК в рыноч­ных условиях, компания в своей деятельности делает основную ставку на повышение тарифа.
Моно польному поведению АПК. позволяющему ей диктовать цены на рынке, способствовала прода­жа государством в руки одной компании электрических станций и распределительных сетей, что дает ей возможность не пускать в свои сети других поставщиков.
Реальным механизмом ограниче­ния монополизма АПК и сниже­ния ее тарифов может стать со­здание в области конкурентно­го энергорынка. Отметим, что если в других энергосистемах, где распределительные сети отделе­ны от электростанций, потребите­ли имеют возможность купить электроэнергию как от местного, так и любого другого производи­теля, то в Алматы добиться этого можно только созданием в обла­сти самостоятельного энерго­пула, чему АПК всячески препят­ствует. Другой проблемой стано­вится объективное разделение тарифов на производство, транс­порт и распределение электро­энергии. АПК. как заинтересован­ная сторона, стремится увеличить стоимость передачи электро­энергии по своим сетям и умень­шить стоимость выработки, но не путем улучшения технико-эконо­мических показателей работы оборудования электростанций (уменьшением удельных расхо­дов топлива, повышением к. п: д. установок и др.), а за счет пере­броски отдельных статей затрат на транспортную составляющую тарифа.
Руководство АПК считает тари­фы на транспортировку электро­энергии внутри сетей АПК низки­ми и требует их увеличения до 3,03 тенгекВт-ч, т. е. практичес­ки в 4 раза. Сопоставим тарифы на транспорт АПК (0,76 тенге кВт-ч) с подобными тарифами в других областях Казахстана. Меньшие значения имеют тарифы на вход Карагандинской, Жезказ-ганской РЭК - по 0,51 тенгекВт-ч, Южно-Казахстанской, Талдыкор-ганской, Кызылординской РЭК -0,5, 0,49, 0,41 тенгекВт-ч со­ответственно. Минимальный та­риф в Павлодарской области -0,22 тенгекВт-ч. Выше тарифы на транспортировку в Акмолин-ской - 0,9 тенгекВт-ч, Костанай­ской - 0,95, Кокшетауской и Вос­точно-Казахстанской областях -по 1,2 тенгекВт-ч, что вполне за­кономерно, поскольку плотность размещения потребителей в этих областях значительно ниже, чем в Алматинском энергорайоне. Так, в целинных областях плечо линий электропередачи до отдельных сельских районов достигает 200-300 км. Положение усугубляется значительным падением потоков электроэнергии по этим линиям, особенно в последние годы. Если
в Алматинской области с 2001 по 2003 гг. произошло снижение по­требления в сельском хозяйстве на 60% (при среднем по респуб­лике 77%), то в целинных облас­тях оно достигло 85 - 93%. Кроме того, суровые климатические ус­ловия данных регионов требуют, естественно, больших затрат на ремонт и эксплуатацию электри­ческих сетей.
АПК считает, что с приходом в регион электроэнергии других производителей транспортную составляющую необходимо увели­чить, так как, пропуская по сетям не свою, а чужую электроэнергию. компания будет иметь убытки. Действительно, если на рынок выйдет более дешевая электро­энергия от сторонних производи­телей, то компания в результате снижения выработки электро­энергии тепловыми станциями, для которых будет введена "кво­та", потерпит убытки. Однако же­лание компании покрыть эти убытки за счет увеличения транспортной составляющей тарифа представляется необос­нованным. Так, переход к конку­рентному рынку позволит потре­бителям Алматы получить элект­роэнергию от производителей.ус­тановивших более низкие тарифы, что в результате приведет к сни­жению стоимости электроэнер­гии. АПК. очевидно, полагая, что вместе с правом на управление распределительными сетями по­лучила монопольное господство над потребителями, хочет, уве­личив тариф на транспорт, по­крыть свои убытки, но тем самым эффект от снижения стоимости электроэнергии будет сведен к нулю. Следует напомнить АПК. что цивилизованный рынок для того и создается, чтобы потребитель мог получить электроэнергию от любой электростанции и не был заложником местной энерго­компании.
Другой причиной искусствен­ного создания в Алматинской об­ласти супермонополиста (в лице АПК) является действующая структура тарифов КЕГОКа, за­висящая от расстояния. Спе­цифика тарифа, устанавливающе­го плату потребителям пропорци­онально удаленности от энерго­источника, в совокупности с его высокой величиной (при большой протяженности линий стоимость передачи соизмерима со стоимо­стью производства электроэнер­гии) сделали экономически не­рентабельной передачу электро­энергии на расстояния свыше 500 км. По тарифам КЕГОКа получа­ется, что транспортировать топли­во из экибастузского и караган­динского месторождений к стан­циям АПК, когда стоимость транс­портировки достигла стоимости самого топлива, гораздо выгоднее, чем передавать электроэнергию от электростанций, непосред­ственно работающих на этом топ­ливе. Транспортная методология расчетов тарифа значительно ог­раничивает возможности ... продолжение

Вы можете абсолютно на бесплатной основе полностью просмотреть эту работу через наше приложение.
Похожие работы
Антимонопольное регулирование и развитие конкуренции
Конкуренция: сущность, виды и формы конкурентной борьбы
Монополия на рынке кабельного телевидения в РК
Монополия на рынке кабельного телевидения в Казахстане
Антимонопольного регулирования в Республике Казахстан
Спрос на продукт монополиста
РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОНОПОЛЬНЫХ СТРУКТУР В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
Антимонопольная деятельность в рамках демонополизации экономики Республики Казахстан
Характеристика основных элементов построения успешных рыночных отношений
Понятие и эволюция монополии
Дисциплины